Влияние игры на развитие личности. Развитие личности в трудовой деятельности
Игру часто определяют как деятельность, выполняемую не для получения каких-либо материальных или идеальных продуктов, а ради развлечения. На самом деле — это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» Г. Гессе; «Человек-играющий» Й. Хайзенги) свидетельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смысла) в игре осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.
Функции игры в жизнедеятельности человека: ^ предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах;
^ моделирование жизненных ситуаций борьбы, соревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.;
^ создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи;
^ сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению;
^ выявление и развитие личностных качеств играющих, их ловкости, находчивости, решительности, настойчивости, честности и т.д.
^ создание пространства для фантазии, импровизации, открытия чего-то нового;
^ удовлетворение потребности людей в получении удовольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей.
Игры бывают:
^ подвижные и интеллектуальные;
^ индивидуальные, парные и групповые;
^ состязательные и ролевые.
Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия — произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия — это правила, которые по ходу игры могут изменяться.
Игры, используемые в обучении (дидактические), бывают ролевыми, имитационными, деловыми и организационно-деятельностными.
Особенно важной формой жизнедеятельности игра является для детей. Игры обеспечивают детям возможность овладения общественным опытом, а также физическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности.
В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях предметами. В этих играх, которые Жан Пиаже называл сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с миром.
В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ро-левые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя их роли. Используя вместо реальных вещей их условные обозначения, дети готовятся к пониманию знаков — слов, букв, математических символов.
В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. Если в подвижных играх в основном совершенствуются движения детей, развивается ловкость, точность, настойчивость и т.д., то в интеллектуальных — восприятие, внимание, мышление, память. Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании и обучении, поскольку в ней присутствуют юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. Все это вызывает положительные эмоции и необходимую мотивацию.
Многие дидактические игры используются для упражнений в применении полученных знаний на практике, для их дальнейшего совершенствования, для выработки соответствующих умений. При изучении экономических дисциплин — это «Дельта», «Презентация», «Инвестор», «Новый менеджер» и другие так называемые деловые игры.
Особого внимания заслуживают современные компьютерные игры, привлекающие к себе все большее количество поклонников. Наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологической зависимости от них. Механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр основан на потребности человека в уходе от реальности и принятии роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» - кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем.
В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностного развития или компенсации недостатков общения, преодоления застенчивости, замкнутости.
Трудовая деятельность, или просто труд (работа) — это процесс производства материальных либо духовных ценностей. Соответственно получаемому продукту труд подразделяют на два вида:
• производство ценностей материального содержания называют физическим трудом (труд токаря, тракториста, повара и т.д.);
• производство ценностей духовного содержания называют интеллектуальным, или умственным трудом (труд экономиста, преподавателя, композитора и т.д.).
Выделяют также следующие виды труда:
^ учебный труд;
^ труд по самообслуживанию;
^ семейно^ытовой труд;
^ профессиональный труд;
^ производительный труд;
^ общественно-полезный труд и другие.
В структуре жизнедеятельности человека труд занимает особе место. Благодаря труду сформировалось современное общество, созданы предметы материальной и духовной культуры. Благодаря труду и сам человек стал тем, кто он есть. В процессе труда задействуются практически все компоненты структуры человека: физиологический, психический и социальный, то есть трудовая деятельность способствует разностороннему развитию человека.
Согласно Конституции Республики Беларусь (1996г.), труд определяется «как наиболее достойный способ самоутверждения человека». На достижение этой цели и должно быть направлено так называемое трудовое воспитание. Его основу в школьные годы составляют учебный, общественно полезный и производительный труд, предполагающий участие школьников в создании материальных ценностей.
Основные требования к учебно-воспитательному труду:
^ сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащихся;
^ доступность и посильность трудовой деятельности;
^ добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся;
^ сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности.
Коллективный труд в плане формирования личности имеет свои преимущества, определяемые следующими его социальными функциями:
• организационная — коллектив является субъектом управления своей общественно-полезной трудовой деятельностью;
• воспитательная — коллектив является носителем и пропагандистом ответственного отношения к труду;
• стимулирующая — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов труда, регулирует трудовые взаимоотношения.
Однако, чтобы коллектив выполнял перечисленные функции, он должен пройти все стадии своего становления:
• первая стадия — связана с взаимным принятием сотрудниками друг друга; совместно вырабатываются нормы делового взаимодействия; однако, в личных отношениях сотрудники руководствуются собственными нормами и правилами;
• вторая стадия — все начинают принимать участие в выработке и принятии коллективных решений, формируется актив трудового коллектива и общие нормы поведения его членов;
• третья стадия — усвоение сотрудниками общих норм поведения в коллективе, идентификация или отождествление себя с коллективом;
• четвертая стадия — внешний контроль работы членов коллектива превращается в самоконтроль, коллектив становится зрелой естественной формой социальной жизнедеятельности его членов.
Профессиональная