Отличительные особенности классно-урочной системы обучения

Наиболее популярная организация процесса обучения, при которой учащиеся одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

Утверждение классно-урочной системы обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). В дальнейшем теоретическое обоснование системе дал Я.А. Коменский; впоследствии система была развита и дополнена К.Д. Ушинским.

Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент как во временном, так и организационном отношении в системе учебно-воспитательного процесса. Обычно он посвящен одному учебному предмету. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок — это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.

Ее достоинства: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса, возможность взаимодействия детей в ходу урока, воспитание учащихся в процессе обучения, наличие соревновательного духа.

Недостатки: такая система ориентирована на среднего ученика, трудно оценивать индивидуальные способности каждого ученика, не возможно учесть особенности каждого ученика.

Индивидуальная форма организации познавательной деятельности учащихся.

Это самая старая форма учебного процесса, берущая свое начало в глубокой древности. Занятия проходят в доме учителя или ученика, и выполняются индивидуально. Современный пример такой формы обучения – репетиторство. Широко использовалась до 18 века, чаще в богатых семьях.

Главное достоинство этой формы – она позволяет полностью индивидуализировать содержание, метод и темпы познавательной деятельности, вовремя вносить поправки в нее. Все это позволяет ученику работать экономно и дает высокий результат обученности.

Главный недостаток – неэкономность работы учителя, функция учителя сводится к даче задания и его проверке. Недостатком также является ограниченность взаимодействия ученика с другими учениками, что отрицательно сказывается на его социализации, умении работать в коллективе.

Индивидуально обособленная форма. Она имеет место в случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не вы ступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач по физике, химии, математике, самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам.

Педагогическая ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех её определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителем за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере оказываемой помощи ученику. Эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду и представляет большие возможности для самостоятельной работы, способствует воспитания самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразований. Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, учений и навыков, но и формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответственность за выполнение порученного дела.

Вместе с тем возможности применения индивидуальной формы познавательной деятельности имеет и свои ограничения. Её организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создаёт условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся. Здесь ученики работают рядом, но не вместе, отвечая каждый сам за себя. Если работа рядом оказывается в течение всего периода обучения в средней школе преобладающей, то она естественно, является причиной порождения ярко выраженного индивидуализма в поведении школьника.

Наши рекомендации