Дизартрия. Определение, причины, механизмы нарушения. Виды и формы дизартрия
Дизартрия. Определение, причины, механизмы нарушения. Виды и формы дизартрии.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.
ПРИЧИНЫ
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. (Гутзман выделил 2 формы дизартрии-центральную и переферическую). Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы прегемолитической болезни инфекционные заболевания нервсной системы, черепно-мозговые травмя. наручения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса) а так же наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
МЕХАНИЗМЫ
Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.
Клинико-физиологические аспекты дизартрии. Определяются локализацией и тяжестью поражения мозга анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон проводящих путей определяет часто сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.
К таким структурам относятся:
· периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щёк, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);
· ядра этих периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга;
· ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно-рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.
Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают , обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы в этих мышцах исчезают, наступает арефлексия.
Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:
· подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи.
· проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи. Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляторных расстройств.
· корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.
ВИДЫ ДИЗАРТРИИ
Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
ü дизартрия-(Дзр) у детей с нормальным психофизическим развитием;
ü Дзр у детей с ДЦП(авторы Мастюкова Е.М.1973, 1976; Ипполитова М.В. и Мастюкова 1975; Симонова Н.В 1967 и др.)
ü Дзр у детей с олигофренией (Г.Е. Сухорева, 1965; М.С. Певзнер 1966);
ü Дзр у детей с гидроцефалией(М.С. Певзнер 1973, М.С. Певзнер и Л.И. Ростягайлова, Е.М. Мастюкова 1983)
ü Дзр у детей с ЗПР(М.С. Певзнер, 1972; К.С. Лебединская 1982; В. И. Лубовский 1972 и др.)
ü Дзр у детей с ММД .
Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих (G. Tardier, 1968)
Применительно к детям с ДЦП выделяет 4 степени тяжести речевых нарушений:
I степень тяжести – самая лёгкая, нарушения произношения выявляются только специалистами в процессе обследования речи ребёнка.
II степень тяжести –нарушения произношения заметны окружающим, но речь относительно понятна.
III степень тяжести – речь ребёнка понятна только его близким, окружающие её не понимают.
IV степень тяжести – отсутствие речи или речь ребёнка не понятна даже близким людям (анартрия – полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц)
ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ
1. Бульбарная дизартрия –дизартрия, обусловленная переферическим параличом или парезом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, подъязычного, блуждающего нервов или их ядер.
2. Корковая дизартрия –дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.
3. Подкорковая дизартрия –дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.
4. Мозжечковая дизартрия -дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей.
5. Псевлобульбарная дизартрия –дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемым языкоглоточным, блуждабщим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей.
А) Спастическая
Б) Паретическая
Формы дизартрии у детей с ДЦП
1. Спастико –паретическая
2. Спастико-регидная
3. Спастико-атактическая
4. Спаастико-гиперкинетическая
5. Атактико-гиперкинетическая