Учебно-научная дисциплина

Одна из ведущих тенденций развития современной педагогической науки - все усиливающаяся дифференциация областей педагогического знания. Одним из проявления данной тенденции является появление новой отрасли педагогических знаний - педагогики физической культуры и спорта, теоретическое оформление которой началось в начале70-х годов ХХ века.

Предпосылками выделения педагогики физической культуры и спорта в самостоятельную отрасль науки о воспитании послужили философские и прогрессивные педагогические традиции в области физического воспитания, а также то, что знания о педагогических закономерностях спортивной деятельности логически не умещались в рамках теории физического воспитания. Зарождение и формирование педагогики физической культуры и спорта шло в неразрывной связи с процессом развития физкультурного движения и обуславливалось развитием других наук, в частности, спортивной психологии.

В начале 70-х годов на основе проведенных фундаментальных исследований педагогических проблем спорта (на уровне докторских и кандидатских диссертаций) определилась возможность сформулировать предмет педагогики физической культуры и спорта. В 1974 году было предложено рассматривать педагогику спорта как отрасль педагогической науки, занимающуюся изучением закономерностей формирования человека в процессе и под влиянием занятий физической культурой и спортом.

В учебном пособии, изданном в ГДР в 1978 г., дано определение спортивной педагогики как научной дисциплины, исследующей закономерности сознательного, целенаправленного, планомерного и организованного руководства процессом развития личности спортсмена в условиях спортивной деятельности.

Как отрасль педагогической науки она решает задачи:

1) исследование закономерностей использования средств физической культуры и спорта в процессе воспитания подрастающего поколения;

2) изучение и обобщение опыта лучших спортивных педагогов;

3) разработка наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в сфере физической культуры и спорта.

Исходя из содержания раздела 1.1 данного пособия, можно определить предметом педагогики физической культуры педагогический процесс, осуществляемый в сфере физической культуры и спорта.

Педагогика физической культуры – учебно-научная дисциплина, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического (учебно-воспитательного) процесса, проходящего в сфере физической культуры и спорта.

Как учебная дисциплина «Педагогика физической культуры и спорта» является профилирующей общепрофессиональной дисциплиной в системе профессионального физкультурного образования. Ведущее положение данной дисциплины обусловлено тем, что деятельность спортивного педагога имеет, прежде всего, педагогическую направленность:

-изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека;

- разработка и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры и спорта;

- формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Цель преподавания курса – создать целостное представление о сущности, специфике, закономерностях педагогики в области физической культуры и спорта, помочь сориентироваться в многообразии педагогических концепций, включить студентов в активный процесс педагогического поиска.

Задачи изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать сущность целостного педагогического процесса, акцентируя внимание на особенностях воспитания в области физической культуры и спорта; ориентироваться в многообразии педагогических концепций;

- выделять условия оптимизации процесса воспитания и самовоспитания; знать методы воспитания спортсмена; особенности работы с детским спортивным коллективом, с семьей воспитанника; знать закономерности и возрастные особенности развития личности;

- уметь ориентироваться в проблемах педагогики, обусловленных спецификой физической культуры и спорта;

- уметь четко формулировать основные педагогические понятия;

- анализировать и осознанно осуществлять выбор воспитательных средств в построении единого педагогического процесса;

- владеть основными методами, средствами и формами воспитания;

- оценивать и интерпретировать различные педагогические факты и явления;

- применять на практике знания о формировании и сплочении детского коллектива.

Практические задания

1. Укажите связь педагогики физической культуры и спорта с другими научными дисциплинами.

Научная дисциплина В чём проявляется
Философия  
Социология ФК  
Психология ФК  
Физиология  
История ФК  
Теория и методика ФК и С  

2.Установите правильное соотношение понятий (I –3,…)

I. Категории педагогики •Аналитическая • Изучение закономерности в области обучения и воспитания • Конструктивная • Воспитание • Развитие • Разработка и внедрение новых методов, форм, средств • Проективная • Образования • Прогностическая • Обучение • Образование
II. Задачи педагогики
III. Функции педагогики

3.Установите правильное соотношение понятий (I – 3,…)

Объектная область педагогики   Педагогический (образовательный) процесс как особый вид взаимодействия людей по передаче и приёму социально-культурного опыта.
Объект педагогики       Человек
Предмет педагогики   Процесспередачи и приема социально-культурного опыта от поколения к поколению.

4.Восстановить текст в рисунке.

5.Предметом педагогики физической культуры и спорта является . . . .

6. В чем отличие педагогического процесса от социализации?

Литература

1. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. Педагогика физической культуры М.: АЛЬЯНС, 2006. 287с.

2. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов. М.: Юнити,2007. 320с.

3. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2007.208с.

4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 480 с.

Наши рекомендации