Задание №2. Выявить особенности сенсорного развития детей в разных возрастных группах
1. Владеют ли дети обследовательскими действиями при выполнении разных заданий.
2. Имеют ли дети представление о содержании и обобщенности сенсорных представлений.
3. Отражают ли в речи сенсорный опыт (названия обследовательских действий, качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого).
Для выявления сформированности одного обследовательского действия предложить ребенку собрать башенку из убывающих по величине колец. Башенка должна содержать от 6 до 10 колец (для старших дошкольников). На глазах детей разберите башенку, смешайте кольца и предложите детям собрать башенку, чтобы она была такая же ровная, как и раньше.
Наблюдая за деятельностью ребенка необходимо фиксировать: 1) как понял и принял ребенок задачу – собрать башенку (или собрать, учитывая убывающую величину); 2) как ребенок начал выполнять задание: оценивает ли зрительно величину колец и сразу выбирает их по убывающей; раскладывает ли кольца в порядке убывания величины, сравнивает ли их путем накладывания, сравнивает ли их попарно, нанизывает ли кольца беспорядочно; 3) какие речевые реакции сопровождали деятельность; 4) как ребенок закончил работу: проверил ли качество ли качество выполнения, обнаружил ли ошибки, внес ли исправления сам, какими способами действовал.
Для выявления умений пользоваться системой обследовательских действий попросить ребенка описать предметы, характеризующиеся разнообразием особенностей. С этой целью покажите детям поочередно два предмета, сделанные из различных материалов и предложите назвать их, а также рассказать о них все, что ребенок знает. При описании предмета дети отмечают его особенности: части, цвет, форму, размер, а также гладкость твердость, мягкость, прозрачность, блеск, легкость и тяжесть и т.д. После того как ребенок закончил рассказ или не смог описать предмет, задайте дополнительные вопросы, а затем дайте указания, способствующие обследованию и вычленению качеств и свойств, например: «Какого цвета предмет?», «Какой он по форме?», «Какие у него есть части?», или «Погладь предмет… Какой он? Надави (или сомни)… Какой он?» и т.д.
В ходе выполнения ребенком задания зафиксируйте:
1) самостоятельность ребенка: какую часть заданий он выполнил самостоятельно, какую по указаниям и вопросам, какую не выполнил;
2) способ восприятия предмета: описывает ли ребенок предмет на основе только зрительного восприятия или использует и другие обследовательские действия, какие именно;
3) содержание ответов детей на вопросы, соответствие ответов характеру обследовательских действий, точность называния вычлененных качеств и свойств;
4) точность выполнения указания по поводу обследования предмета.
После выполнения этого задания следует выявить, осознают ли дети обследовательские действия как способ получения знаний о предметах. С этой целью ребенку даются разные предметы и задаются следующие вопросы:
- Как ты узнаешь, предмет твердый или мягкий?
- Как ты узнаешь, прозрачный предмет или непрозрачный?
- Как узнать, легкий предмет или тяжелый?
- Как узнать, прочный предмет или нет? И т.д.
Для выявления знаний эталона формы детям показывается в качестве образца прямоугольный флажок красного цвета и предлагается найти флажок такой же формы из трех предъявленных флажков – зеленого, синего, желтого цветов, имеющих треугольную и пятиугольную форму. Размеры флажков 16 и 9 см.
В процессе выполнения задания зафиксируйте:
1. понял ли ребенок задание;
2. обследовал ли форму флажка, назвал ли ее особенности;
3. решал ли задачу в зрительном плане или путем прикладывания флажков к образцу;
4. правильно или нет выполнил задание.
Для выявления осознанности и полноты знаний ребенка о форме и способах ее обследования после выполнения задания задать ребенку вопросы:
1. Как ты узнал, что этот флажок такой же формы?
2. Как называется эта форма?
3. Как ты узнаешь прямоугольник? Сколько у него углов? Сколько сторон? Одинаковые ли стороны?
На основе полученных данных составить таблицы, которые отражают владение детьми обследовательскими действиями и словами, обозначающими выделенные качества.
Возраст детей | Качества предмета | |||||
Цвет | Форма | Величина | ||||
Обследовательские действия | Наименование качеств | Обследовательские действия | Наименование качеств | Обследовательские действия | Наименование качеств | |
2 года | ||||||
3 года | ||||||
4 года | ||||||
5 лет | ||||||
6 лет | ||||||
7 лет |
Материал и его качества | ||||||||||||
возраст | материал | Твердость, мягкость | Прозрачность, непрозрачность | Гладкость шероховатость | Прозрачность, непрозрачность | |||||||
Обследовательские действия | Наименование качеств | Обследовательские действия | Наименование качеств | Обследовательские действия | Наименование качеств | Обследовательские действия | Наименование качеств | Обследовательские действия | Наименование качеств | |||
На основе проведенных наблюдений определить: особенности владения обследовательскими действиями у детей в разных возрастных группах; широту и четкость сенсорных представлений детей в разных возрастных группах (знание качеств, свойств предметов), точность выражения представлений; особенности владения сенсорными эталонами в разных возрастных группах; задачи и содержание сенсорного воспитания в обследованных возрастных группах.