Совершенствование системы физического воспитания подрастающего поколения
С каждым годом в нашей стране создаются все более благопои-ные возможности для всестороннего воспитания подрастающего
К ОЛ £ Н И Я.
На проходившем в 1968 г. Всесоюзном съезде учителей особое ипимание было обращено на то, что советская молодежь должна Das тшаться не только духовно, но и физически. Спорт —это не погоня
за рекордами, это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка наших юношей к воинской службе, воспитание таких необходимых в жизни качеств, как выносливость, дисциплинированность, стойкость и мужество. И, конечно, в физической закалке юного поколения велика роль школы, комсомола, профсоюзов.
Постоянная забота партии и государства о физическом воспитании молодежи получила свое конкретное отражение в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.), в Программе КПСС (1961 г.), в решениях XXIII—XXVI съездов Коммунистической партии Советского Союза, в новой Конституции.
Много внимания вопросам физического воспитания подрастающего поколения было уделено в специальных постановлениях партии и правительства по вопросам физической культуры и спорта (1959, 1966, 1972, 1981 гг.), в постановлениях о дальнейшем развитии общеобразовательных школ (1966, 1972 гг.). Широкая программа совершенствования всей системы умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания определена в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», введенных в действие с 1 января 1974 г.
В результате принятых мер физическое воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, в профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях значительно улучшилось. Более совершенными стали учебные программы по физическому воспитанию и спорту, увеличилось число преподавателей с высшим и средним специальным образованием, укрепилась материальная база, повысилось качество занятий физической культурой и спортом. Заметно выросло педагогическое мастерство преподавателей физического воспитания и тренеров по видам спорта, работающих в учебных заведениях.
Обязательные занятия физическими упражнениями дополняются гимнастикой и физкультурными паузами, производственной гимнастикой на уроках труда, спортивными и подвижными играми, прогулками на свежем воздухе во время больших перемен. Десятки миллионов школьников, учащихся и студентов занимаются в спортивных секциях, командах, отдыхают в пионерских и спортивно-оздоровительных лагерях, участвуют в туристских походах, массовых соревнованиях и спартакиадах, физкультурных и спортивных праздниках. Главным показателем физкультурно-массовой работы в учебных заведениях стало выполнение комплекса ГТО. Школы, ПТУ, средние и высшие учебные заведения проводят физическое воспитание по усовершенствованным программам, основанным на требованиях комплекса ГТО. Работа по комплексу является основой физического воспитания и закалки молодежи. Только первые четыре ступени комплекса ГТО охватывают около 50 млн. школьников и учащихся ПТУ.
Важное значение для совершенствования системы физического воспитания советских школьников имело принятие Министерством просвещения СССР и Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР положения «О физическом воспитании
учащихся общеобразовательной школы» (1970 и 1979 гг.), упорядочившего систему организации и проведения учебной, внеклассной и внешкольной форм работы по физическому воспитанию детей школьного возраста.
В нашей стране успешно развивается новая система общественного воспитания подрастающего поколения — система школ-интернатов. В этих детских школах осуществляется связь школы с жизнью, соединение обучения с производственным трудом и физическим воспитанием.
Начиная с 1961 г. в стране стали создаваться спортивные школы-интернаты. Эти школы постепенно становились центрами юношеского спорта, из которых шло пополнение в сборные команды страны. Замятия спортом не только препятствовали, а, наоборот, помогали учебе по общеобразовательным предметам. Достойную смену нашим ведущим спортсменам готовят 6,5 тыс.* детских и юношеских спортивных школ, спортивных школ молодежи и школ высшего спортивного мастерства.
В системе физического воспитания учащихся значительное место снимают всесоюзные спартакиды школьников и учащихся ПТУ, шмние и летние спортивные игры и различные соревнования по видам спорта. Огромный интерес вызывают у советских детей такие кассовые соревнования, как «Веселый дельфин», проводимые встра-
ie с 1962 г., «Золотая шайба» и «Кожаный мяч» (с 1964 г.), «Олим-[Ийские надежды» (с 1965 г.), «Сила и грация» (с 1966 г.) и др. ! большим успехом проходит военно-спортивная игра «Зарница», ор-аикзованная в нашей стране в 1967 г. Игра «Зарница» способствует юенно-патриотическому воспитанию и приобретению многих при-Еладных умений и навыков. Для пионеров популярным является пегкоатлетическое четырехборье «Дружба». Лучшие пионерские дру-мшны оспаривают первенство страны, и сильнейшие из них пред-тавляют СССР в международных соревнованиях.
С 1976 г. по инициативе ленинского комсомола получила широкое ризнание новая форма физического воспитания и развития спорта роди школьников — «Старты надежд». Основная идея этих соревно-аний — перенести центр спортивно-массовой работы в первичное зве-10 школы — класс. В них принимают участие школьники 4—7-х клас-!ов. Соревнования проводятся по принципу многоборья и включают 'Пражнения из гимнастики, легкой атлетики, плавания и стрельбы. \й старты этих соревнований выходит каждый класс, каждая шко-Па. Ежегодно 130 лучших спортивных классов страны собираются в «Артеке», чтобы достойно защитить честь своей школы. Основной де-п! «Стартов надежд» — «Олимпийцы среди нас». В 1977 г. «Старты надежд» посвящались 60-летию Великой Ок-
| |
тябрьской социалистической революции. В них приняли участие свыше 14 млн. пионеров и школьников. «Старты надежд» в 1978 г. яви-Цисьсоставной частью XV Всесоюзной спартакиады школьников, (нквященной 60-летию Ленинского комсомола. Традиционные спарта-
* Данные на 1 янв. 1981 г. 273
Студенты МЭИ — участники общеинститутского кросса
киады школьников выдвинули в ряды советских олимпийцев Н. Ку-чинскую, Л. Петрик, Н. Андрианова (гимнастика), Н. Панкина (плавание) и других талантливых спортсменов.
Большую работу по физическому воспитанию молодого поколения рабочего класса проводит Всесоюзное добровольное спортивное общество «Трудовые резервы». В1978 г. оно объединяло около 6 тыс. коллективов физической культуры, насчитывающих свыше 3 млн. человек. Большинство из них активно участвует в походах комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, в военно-спортивной игре «Орленок». Спортсмены «Трудовых резервов» с успехом выступают на первенствах СССР по многим видам спорта, зимних и летних спартакиадах народов СССР. Их имена можно встретить в числе призеров чемпионатов мира, Европы, олимпийских игр. За большую работу по воспитанию здорового, жизнерадостного пополнения рабочего класса в 1973 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Всесоюзное добровольное спортивное общество «Трудовые резервы» награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Большое внимание Советское государство уделяет физическому воспитанию нашего студенчества. Физическое воспитание является обязательным предметом для студентов первых двух курсов всех высших учебных заведений страны. На старших курсах студенты занимаются спортом факультативно. В советских вузах обучается немало молодежи, любящей физическую культуру, спорт и туризм.
Спортивно-массовую и оздоровительную работу среди студентов пропоет кафедры физического воспитания и спорта и спортивные клубы. Большой популярностью пользуются спортивно-оздоровительные и туристские лагеря. Ежегодно сотни студенческих строительных hi рядов выезжают на новостройки промышленности, транспорта и Сельского хозяйства, где умело сочетают общественно полезный труд ■ активным отдыхом, физической закалкой, спортом. Для студентов Организуются многочисленные спортивные соревнования, всесоюзные молодежные игры. Советская студенческая молодежь принимает активное участие в международных летних и зимних универсиадах. Лучшие студенты-спортсмены в составе сборных команд страны вы-(чупают в чемпионатах и первенствах Европы, мира и на олимпий-Скихиграх.