Ретроспективный анализ понятия «гражданская компетенция»

Категория гражданской компетенции имеет длительную историю развития и изначально рассматривалась в рамках гражданского воспитания. Уже в размышлениях и дошедших до нас диалогах древнегреческих философов отмечаются необходимость и наличие у граждан определенных сформированных качеств, которые должны способствовать развитию государства и удовлетворению собственных интересов граждан в условиях существования государства. Так, еще древнегреческий философ Платон (427–348 гг. до н.э.), создавая учение о государстве, пытался согласовать индивидуальную добродетель и общественную справедливость, считая идеалом согласие отдельных добродетелей человека-гражданина со строем государства в целом. Платон выделял такие слагаемые добродетели как благочестие, мужество, рассудительность, мудрость в смысле правильного понимания добра и зла, а также справедливости. Такая добродетель, по мнению философа, необходима, чтобы все члены государства как граждане, как части политического организма, учитывали интересы государства. «Законы» Платона предполагали и предписывали строжайшую регламентацию индивидуальной и социальной жизни, призванную воспрепятствовать разладу между волей отдельного человека и мировым законом. Гражданская добродетель, по мнению Платона, соотносится с качествами души человека-гражданина. Платон полагал, что каждый человек должен понять свое предназначение в государстве.

Такого же мнения придерживались Аристотель – один из представителей западноевропейской античной и классической педагогики. Он, наряду с Платоном, связывал проблему гражданского воспитания, прежде всего, с формированием уважения к государству, законопослушанию. В свою очередь Руссо, видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения.

Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности людей.

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и др. Идея народности в гражданском воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности.

В настоящее время А.В. Беляев, А.С. Гаязов, И.М. Дуранов, В. Крысяк, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов и другие ученые выступают с предложением о том, что необходимо изменить ситуацию в образовании в направлении формирования гражданской компетенции на всех его ступенях. Эта идея нашла свое отражение и в исследованиях С.И. Анохина, А.П. Крившенко, В. Крысяка, А.И. Ореховского, И.В. Суколенова, Ю.А. Танюхина, определивших явление гражданственности как отношения (или системы отношений); в работах В.Н. Маркина и О.Д. Халтагаровой, раскрывающих гражданственность как «психолого-акмеологическое, человековедческое содержание профессиональных, управленческих отношений» [24] и утверждающих, что «гражданственность проявляется в разнообразии отношений к окружающей действительности, проявляющихся в деятельностном утверждении своих взглядов» [15]. В свою очередь С.В. Анохин, утверждает, что гражданственность «представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания». А.С. Гаязов [15] в своем диссертационном исследовании определяет «гражданственность» как общественно направленное и личностно значимое гражданское качеств, определяющее сущность отношений человека с обществом, государством, с другими личностями».

В трудах А.В. Беляева, Б.Т. Лихачева, В.Н. Маркина, О.П. Песоцкой, В.А. Сластенина [4] явление гражданственности соотносится с мировоззренческой, правовой или гражданской позицией личности. В.А. Сластенин [54] в связи с этим отмечает, что «гражданская компетентность предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества» [22]. В.Н. Маркин, много лет занимаясь исследованием проблемы жизненной позиции личности, рассматривает «гражданственность» как «способ включения личности в жизнедеятельность общества, форму её общественного самоутверждения» [16]. Автор предлагает концепцию гражданской позиции, в которой фиксируется единство духовного и практического, практического и предметного в жизнедеятельности личности. Гражданская позиция в рамках данного подхода – это способ включения личности в жизнедеятельность общества, совокупность взглядов, убеждений, социально значимых умений и соответствующих им действий личности, реализующих её отношение к окружающему миру» [17].

Отметим, что в нашем исследовании мы изучаем не просто гражданственность, а, прежде всего, гражданскую компетенцию, в связи с этим, считаем необходимым разъяснить это понятие.

Компетентность (лат.competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий)-качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнения которого поэтому является веским, авторитетным.

Непосредственно гражданскую компетенцию рассматривают в своих работах Ю.А. Виноградов, И.М. Дуранов, С.И. Карпушкин, Н.Д. Никандров, Д.С. Яковлева [9, 76], характеризуя ее, как способность личности проявлять гражданские качества. Так, например, Ю.А. Виноградов определяет гражданскую компетентность как «способность мыслить и действовать во имя глубинных объективных интересов государства и общества, укрепления авторитета закона, защиты чести и достоинства сограждан, утверждения общечеловеческих ценностей и норм цивилизованного бытия» [9, 4]. В свою очередь С.И. Карпушкин в своем исследовании трактует ее как общественно-политическое качество гражданина, характеризующееся способностью разумного сочетания всеобщих и частных интересов…» [12, 34].

В ряде случаев гражданская компетентность соотносится с готовностью личности. Так, О.Д. Халтагарова соотносит с явлением гражданской компетентности нравственную и психологическую готовность [24]. Наряду с этим И.А. Галанцева соотносит гражданственную компетентность с готовностью личности участвовать в общественно-политической жизни [5]. И.А. Зимняя отмечает «готовность к проявлению гражданственности в сфере гражданско-общественной деятельности» [10].

В целом ряде научных трудов (Л.И. Аманбаева, А.С. Гаязов, Е.В. Известнова, О.И. Волжина, О.П. Омеличкин, В.И. Смирнов, Н.М. Филиппова) в структуре гражданской компетентности определяются активность и ответственность [1]. При этом Л.И. Аманбаева отмечает, что активность и ответственность граждан являются «главными позитивными чертами гражданского общества» [1].

Важнейшим основанием гражданской компетентности в целом ряде научных исследований (В.Я. Баркалов, О.И. Волжина, Н.И. Васильев, А.С. Гаязов, Г.А. Голубева, И.М. Дуранов, Т.Б. Журавлева, В.И. Золотов, Е.В. Известнова, О.Н. Полухин, В.И. Смирнов, Д.С. Яковлева) [26, 89] определяется сознание и самосознание личности. Так, Г.А. Голубева отмечает, что «осознание себя субъектом права, своей органической причастности к жизни социальной общности» и есть гражданская компетентность» [7]. В.И. Золотов считает, что «гражданская компетентность – это осознание личной ответственности и общественной значимости своего участия в управлении государственными делами, единства дела и слова в выполнении обязанностей перед обществом» [11]. А.С. Гаязов в качестве важнейшего компонента гражданской компетентности видит «уважение и принятие прав и обязанностей гражданина» [6].

В некоторых работах (А.В. Беляев, Н.И. Васильев, Т.Ю. Сайпулаева, И.Л. Судакова, Д.С. Яковлева, М.А. Якобсон) важнейшим компонентом гражданской компетентности и гражданской активности определяется воля. Известно, что воля на высших ступенях своего развития – это не просто совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Волевой компонент гражданской компетентности несомненно строится на заинтересованной включенности личности в дела государства и общества. В связи с определением гражданской компетенции подчеркивается значение и роль эмоционально-чувственной сферы личности в переживании гражданских чувств и пристрастности к жизни общества и государства. Роль и значение эмоций и чувств в структуре гражданской компетентности подчеркивают Е.В. Бондаревская, А.С. Гаязов, И.М. Дуранов, Т.Б. Журавлева, Н.И. Васильев, В.А. Сластенин, О.Д. Халтагарова.

Гражданская компетентность, как отмечается в некоторых научных работах, предполагает долженствование и обязательства граждан, добросовестное служение государству и обществу. Такой подход отражен в исследованиях Н.И. Васильева, А.С. Гаязова, И.М. Дуранова, Е.В. Известновой, Л.Г. Коваленко, О.П. Песоцкой [15, 123]. Так, в определении Л.Г. Коваленко выделена мысль о том, что гражданская компетентность выражается в признании ведущей роли общественных интересов, осознании необходимости как высшего смысла жизни и единственного способа утверждения собственного достоинства, развития своих способностей» [13].

Духовность, мораль и нравственность также соотносятся с гражданской компетентностью, которая рассматривается при этом как наивысшая мера личностной, персональной ответственности (А.И. Ореховский), как моральность (Г.А. Голубева), как совесть (Л.М. Архангельский, Т.И. Кокорина), как нравственный императив (Л.А. Беляева, как нравственность (Д.С. Яковлева), как ментальная основа (О.Ю. Степанова).

Существуют подходы, определяющие гражданскую компетентность, как умение: «объективно оценивать факты и явления общественной жизни» (В. Крысяк); определенную сумму умений (И.А. Галанцева); умения и способности, освоение которых позволяет эффективно осуществлять выполнение человеком его социально-ролевых функций (С.И. Карпушкин). Т.Н. Османкина полагает, что само чувство гражданской ответственности базируется на умениях [18]: участвовать в критической дискуссии и внимательно относиться к другим точкам зрения; строить кооперацию с другими гражданами; понимать суть социальных и культурных институтов и законов; пользоваться своими гражданскими правами.

Умения, приводимые исследователями, базируются на знаниях прав и обязанностей граждан, истории Родины, особенностях гражданского поведения. Гражданская компетентность как необходимая сумма определенных знаний рассматривается в трудах Л.И. Аманбаевой, Н.И. Васильева, И.М. Дуранова, И.В. Суколенова, Т.Ю. Сайпулаевой, П.И. Чернецова и др [2, 78]. Невозможно отрицать компонент знаний в целостной структуре такого явления как гражданская компетентность. Т.Б. Журавлева, исследовавшая организационно-педагогические условия воспитания гражданской компетентности у школьников, в своем диссертационном исследовании отмечает, что важнейшей задачей формирования гражданственной компетентности является «формирование базовых знаний, гражданской культуры, гражданского сознания, и самосознания (когнитивный уровень)» [8].

В многочисленных определениях гражданской компетенции встречаются самые различные характеристики, например, такие как: способ взаимодействий (А.И. Ореховский); понимание (В.А. Баркалов); инициативность (Л.И. Аманбаева); участие (В.И. Золотов); адаптация (Ф.И. Корякина); определенная система взглядов (Л.А. Оникова); национальная самобытность (Н.В. Бунаков); свобода самовыражения (О.В. Омеличкин); направленность (И.В. Суколенов); политико-центричность и экономико-центричность (А.А. Айвазян); внутренняя свобода личности (О.Д. Халтагарова); государственность (С.И. Гессен); выражение и проявление энергии народа (О.Н. Полухин) и др [2, 87].

Так, В.А.Беляев в выводимой им обобщенной модели структуры гражданской компетенции определяет: гражданское сознание, социальную направленность, гражданскую позицию, готовность к деятельности и культуру полезности [3]. Само явление гражданской компетенции в педагогическом плане рассматривается исследователем как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально-значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами. Такого же или подобного подхода придерживаются в своих исследованиях Т.К. Ахаян, Л.П. Буева, Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов, В.Д. Семенов, Н.А. Томин, А.С. Саломаткин и др. [51, 49]. Так, по А.С. Гаязову, «итогом гражданственной компетенции выступает такой типичный представитель сообщества индивидов, которого характеризует совокупность общественно направленных и личностно значимых качеств, включая нравственные, политические, экономические, трудовые, психологические, организационные, юридические, моральные, и ряд знаний практического и прогностического характера, умение поступать в соответствии с названными качествами и знаниями. Результатом гражданской компетентности, таким образом, является гражданская деятельность, в которой реализуется вся совокупность вышеназванных компонентов» [6].

Проведенный нами ретроспективный анализ понятия «гражданская компетенция» позволил выделить ее компонентную структуру, в которой мы выделяем четыре компонента: когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностный, аксиологический. Содержание каждого компонента мы отразили на рисунке 1.

Компоненты гражданской компетенции

когнитивный аксиологический эмоционально-волевой деятельностный

знания:   - истории Отечества; - прав и обязанностей граждан; - особенностей гражданского поведения ценности:   - гуманизм; - патриотизм; -уважение прав и свобод человека; - уважение национальных традиций и культур - способность регулировать свое поведение на основании общих принципов и идей; - заинтересованность в делах государства и общества; - гражданские чувства   умения: - оценивать факты и явления общ. жизни; - осуществлять социально-ролевые функции; - участвовать в критической дискуссии; - понимать суть социальных и культурных интересов и законов; - пользоваться гражданскими правами;
         

Рис. 1 Содержание гражданской компетенции

Наши рекомендации