Характеристика типов темперамента

Личность: темперамент и характер

Методические разработки практических занятий

Для студентов

7. 3 I. Личность

Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе воспитания, образования и обучения. Процесс формирования личности - процесс социализации - заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, социальных норм и ценностей. В отечественной психологии социализация характеризуется как расширение в результате воспитания и обучения сферы деятельности и общения индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Социализация заключается также и в усвоении полоролевого поведения и других социальных ролей, составляющих ролевой репертуар личности.

Личность– это социализированный индивид.

В рамках концепции Б.Г. Ананьева, человек рассматривается как индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Индивидподразумевает биологические, врожденные характеристики человека, такие как тип телосложения или особенности нервной системы. Индивид - человек, как представитель рода Homo sapiens.

Субъект деятельности предполагает наличие сознания, способностей, возможность трудовой деятельности.

Личность - это социальные параметры человека, в которых зафиксирована его принадлежность к определенной социальной группе, к определенному обществу, культуре.

Важнейшей подсистемой личности является направленность – мотивы, интересы, потребности.

Индивидуальность – человек с неповторимым сочетанием психических особенностей. Это единство и взаимосвязь свойств человека как личности и как субъекта деятельности, в структуре которого функционируют свойства человека как индивида.

Индивидуальность - предполагает наличие самосознания.

II.1. Темперамент– неспецифическая (=проявляется во всех сферах) устойчивая характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности.

Темперамент является (наравне с задатками) высшей интеграцией всех свойств индивида; он также является биологической основой характера.

Свойства темперамента:

- эмоциональная возбудимость – легкость возникновения эмоциональной реакции и процессов, связанных с изменением функционального уровня деятельности. При повышении эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние/внутренние воздействия.

- эмоциональная неустойчивость – врожденная склонность человека входить в состояние эмоционального напряжения

- тревожность – степень личностного/ситуативного эмоционального напряжения в угрожающей ситуации или ситуации повышенной ответственности

- утомляемость, работоспособность, врабатываемость

- импульсивность – быстрота реакции, непроизвольных движений (приспособление к непосредственно действующим раздражителям) + быстрота принятия решения и его исполнение

- ригидность/пластичность – степень легкости приспособления к новой ситуации

- экстраверсия/интроверсия – от чего в большей степени будет зависеть реакция – от внешних впечатлений в данный момент, или от внутренних, связанных с прошлым и будущим

- сензитивность – порог реакции; степень чувствительности к происходящим событиям (определяется по силе необходимого стимула)

- реактивность – степень непроизвольных эмоциональных реакций на внешние/внутренние воздействия

- активность – степень воздействия человека на окружающий мир (настойчивость, сосредоточенность)

- соотношение активности и реактивности – от чего будет зависеть деятельность человека: от случайных обстоятельств или от целей, намерений

- резистентность – сопротивление стрессу, проявляется в отсутствии снижения функционального уровня деятельности.

- темп реакций – скорость протекания реакций

2. Типологии темперамента:

1. гуморальная типология (Гиппократ) – связывал темперамент с биологическими жидкостями организма:

- сангвиник (кровь) – энергичный, жизнерадостный, общительный, быстрый

- флегматик (слизь) – спокойный, медлительный, переключается с трудом

- холерик (желчь) – раздражительный, возбудимый, быстро переключается

- меланхолик (черная желчь) – застенчивый, робкий, впечатлительный, склонен к грусти, быстро утомляется

2. конституциональная типология (Кречмер, Шелдон) – тип телосложения тип темперамента

Тип телосложения Тип темперамента
Астеническое (Церебротоник) - высокий, хрупкий, узкие плечи, длинные и худые руки-ноги, худое лицо Шизотимный - замкнутый, необщительный, сдержанный, хорошая ДП, внимание и вербальный интеллект
Атлетическое (Соматотоник) - мышцы, широкие плечи, средний /высокий рост, выпуклые кости лица Иксотимный - смелый, бесцеремонный, любит риск, мало впечатлителен, любит подчинять других
Пикническое (Висцеротоник) - малый/средний рост, плотная фигура, круглое лицо, толстый, мягкий Циклотимный - общительный, быстро утомляется, прямой, хорошая ДП и образный интеллект
Диспластическое - плохо сформированное, неправильное телосложение  

3.нейродинамическая типология (Павлов) – свойства НС определяют типы темперамента:

Нервная система

Характеристика типов темперамента - student2.ru Характеристика типов темперамента - student2.ru

слабая сильная

Характеристика типов темперамента - student2.ru Характеристика типов темперамента - student2.ru (меланхолик)

уравновешенная неуравновешенная

Характеристика типов темперамента - student2.ru Характеристика типов темперамента - student2.ru (холерик)

подвижная инертная

(сангвиник) (флегматик)

Свойства НС – природные, врожденные особенности НС, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (у человека) (Павлов, Теплов).

- сила/слабость – способность НС выдерживать сильные раздражители; она характеризует работоспособность и выносливость нервных клеток.

- подвижность/инертность – скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

- уравновешенность – степень соответствия силы возбуждения силе торможения.

Характеристика типов темперамента

1. Сангвинистический темперамент.При сангвинистическом темпераменте отмечается довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем, эмоциональные переживания сангвиника могут быть неглубокими, при недостатках воспитания его подвижность приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, иногда к поверхностности.

2. Холерический темперамент.Холерики отличаются высоким уровнем нервно-психической активности, энергичностью действий, резкостью и стремительностью движений, а также силой, импульсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

3. Флегматический темперамент.Флегматик отличается сравнительно низким уровнем активности в поведении, трудностью переключения, медлительностью, спокойствием в действиях, мимике и речи, а также постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиваться такие черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

4. Меланхолический темперамент.Меланхолики характеризуются низким уровнем нервно-психической активности, сдержанностью моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей, при недостатке воспитания могут развиться повышенная до болезненной степени эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям.

III. Характер – в переводе с греческого языка означает «отпечаток», «черта», «признак», «особенность». Характер – совокупность устойчивых индивидуальных черт личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для данной личности способы поведения.

Характер формируется: на наследственность влияет воспитаниеи обстоятельства жизни.

Механизм формирования характера - деятельность:

- игровая

- учебная

- трудовая

Сначала у ребенка формируется ситуационный характер (ребенок легко поддается влиянию), в процессе игровой деятельности он постепенно закрепляется. У поступившего в школу формируются обобщенные отношения к различным сторонам действительности = убеждения. Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь.

Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также ожжет закрепиться и стать чертой характера.

Эмпирические характеристики характера:

- полнота – разнообразие черт, свойств

- цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств

- уравновешенность

- выраженность – может доходить до акцентуации

- оригинальность, самобытность

- интегративность – характер это всегда структура

- социальность – характер всегда проявляется в поведении

- автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго

- мотивационный компонент - характер это всегда отношение

- волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента

§

Классификация черт характера (Б.Г. Ананьев):

1. Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

2. Предметно-действенные («деловые»)

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.

3. Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.

IV. Акцентуации характера

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При повзрослении ребенка особенности его характера, проявлявшиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Отличие от психопатий.

В отечественной психиатрии классическое описание психопатий принадлежит П.Б.Ганнушкину. Он, как и многие другие авторы, выделяет следующие признаки психопатий:

- тотальность патологических черт характера (психопатических особенностей личности);

- относительная стабильность патологических черт характера (непрогредиентный характер и малая их обратимость);

- социальная дезадаптация (выраженность патологических черт характера до степени, нарушающей социальную адаптацию).

Классификация акцентуаций у подростков по Личко:

· Гипертимный (подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству);

· Циклоидный (характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии)

· Лабильный (этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо);

· Астеноневротический (этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью);

· Сензитивный (ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает);

· Психастенический (такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, однако, самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий);

· Шизоидный (наиболее существенная черта этого типа – замкнутость);

· Эпилептоидный (типичные черты - жестокость, властность, себялюбие);

· Истероидный (главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе);

· Неустойчивый (тяга к праздности, отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы);

· Конформный (бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе).

Классификация акцентуаций по Леонгардту (основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми, относится преимущественно к взрослым людям):

· Гипертимный (чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики);

· Дистимный (низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение);

· Циклоидный (свойственны довольно частые периодические смены настроения);

· Застревающий (занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость);

· Возбудимый (присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций);

· Экзальтированный (паникерство, подверженность сиюминутным настроениям);

· Эмотивный (чрезмерная чувствительность, слезливость);

· Демонстративный (эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы);

· Тревожный (свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение);

· Педантичный (предъявляет окружающим много формальных требований);

· Экстравертированный (отличается высокой контактностью);

· Интровертированный (характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию).

Наши рекомендации