Гликман И.З. Воспитание или формирование? //Педагогика. €

Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/Под ред.С.А.Смирнова. – М., 2000.

Петрова Л.И. Гипотетическое решение нравственных задач как средство нравственного становления ребенка//Младший школьник: формирование и развитие его личности. Сб.научн.тр.- СПб., 2002.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004.

Составление выписок из работ.

Выписка - это дословно переписанные мысли автора. Такая точная запись дает возможность студенту выбрать материал на заданную или самостоятельно определенную тему. Требования к оформлению выписок может быть следующим:

- указать фамилию и инициалы автора, из работы которого вы выписываете материал;

- указать название работы, ее выходные данные (место издания, год издания, издательство, страницы, из которых сделаны выписки).

Тезисы.

Тезисы – это кратко сформулированные основные положения работы. Это слово произошло от греческого theos, и означает положение, утверждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать. Тезисы требуют тщательного изучения текста, но в них не рассматривается фактический материал, приводимый в тексте для обоснования выдвинутой идеи, доказательства ее (идеи) жизнеспособности или пояснения высказываемых положений.

Реферат.

Слово реферат произошло от латинского слова referre, что означает докладывать, сообщать. Студенту, исходя из задач, дается два вида реферата: это передача содержания одной монографии иди книги, или одной научной идеи; или описание научной проблемы с использованием разных источников. Реферат может быть написан и сдан преподавателю на проверку, а может быть представлен аудитории студентов. Готовя реферат, как письменный, так и устное выступление надо помнить о требованиях, предъявляемых к реферату: тема, изложенная в реферате, должна быть актуальна и раскрыта на высоком научно-теоретическом уровне. Материал выстроен логично, убедительно. Особую ценность в реферате представляет обоснованное отношение к описываемой теме со стороны студента.

Деловая игра.

Ценность деловой игры заключается в том, что она вводит студента в модель реального педагогического процесса. Участие в деловой игре дает возможность студенту не только расширить знания по изучаемому объекту, но и научиться систематизировать их, проблемно преобразовывать, приближать к сегодняшней жизни, практике, реальной педагогической деятельности.

Педагогические задачи.

Педагогические задачи призваны, прежде всего, оказывать помощь студенту в самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками в области теоретической и практической педагогики. Задачи могут быть разных типов. Одни из них требуют от студентов конструирования ответов на поставленные вопросы, другие выбор уже готовых ответов и аргументации такого выбора. Содержание педагогических задач отражает, прежде всего, трудности, которые возникают в практической деятельности педагога и поиски решения предложенных проблем. Решение педагогических задач помогает в развитии творческого педагогического мышления студента, помогает формировать педагогические умения и навыки.

Рекомендуемая литература по курсу

Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика. Учебник для вузов. - СПб., 2000.

Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. - СПб., 2005.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии./Под ред.С.А.Смирнова. – М., 2000.

Педагогика /Под. Ред. Пидкасистого П.И. – М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004.

Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – М., 2005.

Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных наук

Происхождение педагогики. Место педагогики в системе фундаментальных наук. Педагогика как особая отрасль научного знания. Предмет педагогики как науки. Основные понятия педагогики.

Свойства педагогической науки и источники ее развития. Система педагогических наук. Методология педагогической науки. Методы педагогических исследований.

Рекомендуемая литература

Основная

Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. - СПб., 2001, С.122-141.

Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии./Под ред.С.А.Смирнова. – М., 2000.Разд.1.Гл.1.

Подласый П.И. Педагогика. – М., 2004. Часть 1.Тема 1.

Реан А.А.,Бордовская Н.Н., Розум С.И.. Психология и педагогика - СПб., 2000 .Глава 11.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997. Разд.1. Гл.1.

Дополнительная

Ежеленко В.Б. Новая педагогика. – СПб.,1999.

Загвязинский В.И. Методология и методика диалектического исследования.- Тюмень, 1995.

Скаткин Н.М. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

Вопросы для самоконтроля

1. Верно ли утверждение, что предметом педагогики является воспитание? Обоснуйте свой ответ.

2. Какие объективные предпосылки обусловили необходимость развития педагогики как науки?

3. Назовите основные категории педагогики.

4. Назовите основные этапы развития педагогики.

5. Дайте характеристику системе педагогических наук.

6. Влияет ли педагогика на другие науки о человеке? Свой ответ обоснуйте.

7. Каковы методологические основы педагогики как науки?

8. Какие методы применяются при исследовании педагогических явлений?

Тема 2. Педагогический процесс как основная категория педагогики

Подходы в понимании сути педагогического процесса. Противоречия в развитии педагогического процесса. Целостность педагогического процесса. Основные закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие.

Рекомендуемая литература

Основная

Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. - СПб 2001, С.122-141.

Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992

Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М.,1986.

Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии /Под ред.С.А.Смирнова. – М., 2000.

Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004.

Дополнительная

Вульфов Б. Основы педагогики в лекциях, ситуациях. – М.,1997.

Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.,1990.

Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995.

Колесникова И.А. Педагогическая реальность: Опыт межпарадигмальной рефлексии.- СПб., 2001.

Наши рекомендации