Виды тренировочных этюдов
В обучении артиста к этюду мы приходим через упражнения. Этюд – упражнение, но не всякое упражнение – этюд. Этюд – упражнение, в котором есть содержательный отрезок жизни. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание…
…Мы стремимся соблюдать определенную педагогическую логику, определенную последовательность учебного и воспитательного процесса, в котором постепенно формируется личность будущего артиста. Когда мы подходим к первым этюдам, то требуем, чтобы они приучали учеников адресоваться к себе, к жизни, чтобы они поняли и почувствовали: «этюд – это отрезок жизни, известный мне, может быть, даже прожитый мною». Много раз проверено, что, когда в этюд взят материал из прожитого, пробуждаются в воображении не прокатные, а живые ассоциации и действенная природа поведения находится легче и вернее. Пока наши ученики не почувствуют, что все, чем мы занимаемся в творчестве, питается опытом жизни, живыми впечатлениями, пока не возникнет внутреннее понимание этого, этюдные задания не будут плодотворны» (З. Я. Корогодский «Начало»).
Этюд это всегда небольшой отрезок жизни созданный воображением, которое питается запасом наблюдений, живым чувством исполнителя, т.е. - событийный эпизод. Главное в нем воссоздать событийное движение. Событие взятое в отдельности и сыгранное становится этюдом.Т.е.-это маленькая история с логическим началом и концом. Необходимо отметить, что на начальном этапе все этюды выполняются молча и в одиночку, и только позднее появится работа с партнером, партнерами, появится текст.
В учебной практике работа над этюдами строго соответствует определенному этапу обучения актера и согласно этому этапу учащимся предлагается освоить следующие виды этюдов:
q Этюд на знакомое дело (этюд с воображаемыми предметами). Это первое этюдное задание. В этюдах особенно важна вера, непрерывность и последовательность линии физической жизни. После выполнения упражнения и показа работы на знакомое дело оказывается, что это фактически сыгранный этюд.
q Этюд на музыкальный момент (путем использования музыкальной фразы или фонограммы, пробуждает у учащегося способность к офантазированию и переживанию жизненных обстоятельств, из которых эта фраза вытекает)
q На три слова: письмо, огонь, вода (задача – офанатзировать обстоятельства, в которых три предложенных слова органично вплетаются в единое действие, причем эти слова не произносятся, а именно обыгрываются)
q «Впервые в жизни» провоцирует острые, личные, волнующие воображение обстоятельства
q "Невероятное событие"
q Этюд «Молча вдвоем» (зтюдное задание, не позволяющее разговаривать. Оно дает сильный толчок к освоению навыков общения и взаимодействия с партнером. К тому же оно подводит к следующей серии этюдов на органичное возникновение и рождение слова)
q Этюд на рождение слова (адекватное поведение рождает адекватное слово в ситуации. Ведь слово рождается не само по себе, а в зависимости от того или иного факта или события).
q Этюд на "цепочку физических действий" на основе литературного материала
q Этюд-наблюдение (бессловесный, с текстом) (на основе упражнения "Наблюдение")
q Этюды на определенное (заданное событие)
q Этюды на основе басни.
Упражнение «Басня» как переход от этюдов «молча вдвоем» к слову. Басня таит в себе все достоинства хорошей пьесы: острый конфликт, живые лица, серьезное содержание, высокий уровень литературы и яркое авторское наблюдение за жизнью, изложенное иносказательно, что дает простор ассоциациям, без которых невозможно творчество.
В начале работы над этим упражнением учениками выбирается басня, анализируется ее событийный ряд, находится сообразно ему ситуация из жизни и сочиняется по ней этюд. Главная цель состоит в том, чтобы добиться полного совпадения ситуации-события басни с ситуацией-событием этюда. Этюд в этом случае - не самоцель, а один из этапов освоения упражнения. Этюд по басне должен помочь учащимся понять и почувствовать необходимость наполнения слова накопленным опытом, подсказывает путь этого процесса. В этюдах по басне мы продолжаем тренинг на "чувство события", целесообразность и действенность поведения, но в данном случае, нас интересует специфическая направленность упражнения - воспитание навыка словесного действия. Слово становится действенным, если подчинено цели и активно направлено на ее достижение.
q На основе литературного материала (прозаического отрывка, рассказа, драматического отрывка)
Этюд на литературной основе – сначала прозаической (работа над прозаическим отрывком), а затем драматургической (сначала – работа над драматургическим отрывком, а затем – работа над этюдами по пьесе, выбранной для групповой работы). Этот этап работы над этюдами связан со вскрытием и присвоением событийных фактов, событий, человеческих действий, поступков, целей, задач и взаимоотношений, описанных автором. К тому же он связан с овладением таким сложнейшим элементом психотехники, как словесное действие.
Овладение словесным действием – новый этап в процессе обучения. Сложность заключается в том, что мы ведем ученика вперед, не отрывая от азов, от пройденных первооснов. Стремясь последовательно решать задачу овладения словесным действием, мы пройдем путь от этюда и наблюдения-этюда к басне и от басни к отрывку из прозаического произведения. На втором году обучения ученик подходит к отрывку, этюду на литературной основе, в котором уже произносит слова автора. Авторский текст становится не только источником, но и конечной целью работы. У каждого автора свой мир, свой язык, стиль, эпоха, своя поэзия – и все это автор передает через слово. Жизнь артиста на сцене вовлечет зрителя в соучастие, когда слова, произносимые артистом, - его слова, глубоко личные, рожденные внутренней жизнью.
В этапы работы над овладением словесным действием входит: определение своего действия в данных автором событиях и обстоятельствах; накопление видений: зрительные видения, слуховые видения, обонятельные видения, осязательные видения, вкусовые видения, накопление видений в их совокупности; тренинг отдельных моментов из учебного материала, накопление их и логическое, последовательное создание «киноленты видений»; овладение навыками воздействия словом и умения увлечь партнера посредством передачи видений; накопление видений из жизни роли.
Эта работа приведет к осознанию, пониманию и чувствованию подтекста, который есть не что иное, как полная и глубокая мотивировка произносимых слов. А мотивировок бессчетное множество, как бессчетны возможные жизненные ситуации, которые никогда не повторяются при всей внешней схожести.
q На основе события и цепочки событий драматического произведения (цель – овладение сквозным действием в авторских обстоятельствах.
[1] Здесь Зиновий Яковлевич имеет в виду то, что на распределение ролей также играют этюдные пробы – заявки на роли, которые помогают режиссеру заново взглянуть на материал пьесы с точки зрения конкретных живых людей.
[2] Вопросы, о которых идет речь есть ни что иное, как уточнение предлагаемых обстоятельств, в которых предстоит действовать актеру.