Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения
Позднее Средневековье было ознаменовано развитием новой прогрессивной к-ры. получившей название Возрождение. Захват в 1453г. турками Константинополя вызвал бегство оттуда ученых с их греческими рукописями в Италию, где они начали возрождать античный. Это означает, что В-е зародилось в Италии и затем распространилось по всей Европе. В 16в. оно окончательно превратилось в общеевропейское культурное движение. Особо важную роль в этом движении сыграла Флоренция. Другое название новой итальянской к-ры- гуманизм- в центре мировоззрения стоял ч-к. В настроениях людей преобладал оптимизм, вера в ч-ка, светлое будущее. Аскетизму не оставалось места: ч-кое тело, его страсти и потребности рассматривались как самое главное в жизни(« Я- ч-к. и нечто ч-кое мне не чуждо»). Земное сущ-е признавалось единственно реальным. Эпоха В-я особенно ярко запечатлела себя в иск-ве. Однако и пед. взгляды того времени были преобразованы. Многие деятели просвещения в Италии выдвинули идею гражданского воспитания, смысл кот. заключался в формировании члена общества, развитого и воспитанного в процессе трудовой д-ти. Представители «гражданского» гуманизма считали основной ф-цией воспитания формирование ч-ка, действующего на благо общества, а очагом воспитания- семью. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физ. разв-е, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи- предвестники нового общества. Итальянские мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической греко-римской к-ры. Леонардо Бруни (1369-1444. Флоренция). создатель новой пед. с-мы. настаивал на воспитании не только духа, но и тела. Одним из первых потребовал организации светского женского образования.
Его современник и соотечественник Витторино да-Фельтре сделал первые шаги в практическом осуществлении новогуманистического образца воспитания. 15в. Открыл школу в Мантуе на Севере Италии под названием «Дом радости», которая располагалась в дворце, окруженном природой. В отличие от средневековых школ здесь было много воздуха и света. Учащиеся занимались физ-рой. изучали классические языки и лит-ру, математик), астрономию, совершали экскурсии в природу. Приоритет отдавался игровому методу.
Кроме детей герцога, в поместье которого и на ср-ва которого содержалась школа, в ней учились еще 70 неимущих. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени, Во Франции ярким представителем гуманистических идей в пед. был писатель Франсуа Рабле( 1494-1553)- обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, гл. цель которого - духовное и телесное разв-е личности. В романе «Гаргатюа и Пантагрюэль» показывает преимущества нового и недостатки старого подходов к образованию на примере воспитания Гаргантюа. Ученые-схоласты заставляли мальчика зазубривать весь материал наизусть. Мальчик выучил книги так, что МОГ пересказать их, в рез-тс чего лишь отупел. Увидев это, король выгнал учителей-схоластов и пригласил одного учителя-гуманиста, кот. начал делать из мальчика сильного, воспитанного и образованного ч-ка. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме. Умственные занятия чередуются с играми, физ. упражнениями. Он занимается верховой ездой. фехтует, плавает.
Другим представителем фр. гуманизма является Мишель де Монтень(1533-1592), автор книги «Опыты», в кот, он рассматривает ч-ка как высшую ценность. Монтень верит в неисчерпаемые возможности ч-ка, «предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени». Монтень видит в ребенке не уменьшенного взрослого, как считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность. Ребенок от рождения обладает природной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество. Ребенок превращается в личность, развив способность к критическим суждениям. Он рекомендует, чтобы ученик больше говорил. Необходимо приучить учащихся исследовать окр. мир. чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1466-1536). Одним из первых Э. заговорил о народном образовании и провозгласил отношение к труду критерием нравственности, что поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей этой эпохи Осн. пед. идеи ЭР. изложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам»( 1529). «О методе обучения»( 1511). В своем сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества- невежество, тщеславие, лицемерие. Эразм склонялся к свободе вероисповедания. Во всех своих сочинениях Э.Р. определяет необходимость сочетания античной и христианской традиции при выработке пед. Идеалов. С 7 летнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и воспитанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Каких-либо особенностей воспитания девочек Э.Р, не признавал, считая, что спец. методы, приспосабливаемые к особенностям женского х-ра- капризам, любви к интригам - только усугубляют эти отрицательные качества. Однако, оговаривал, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме- естествонаучные знания. Высочайшая цель формирования ребенка - воспитание морального долга и религиозного послушания.