ПРОЕКТ «АЭРОДИЗАЙН». Рассчитан на одно занятие, когда изучаются темы «Движение под действием силы тяжести» или «Подъемная сила крыла самолета»
Цель проекта: разработать модель, которая будет очень медленно опускаться на пол, когда ее свободно отпустят с высоты.
Ограничения: модель изготовляется из одного листа бумаги; 10 см клейкой ленты, скрепка, ножницы. Время на разработку и конструирование модели — 10 минут.
Ребята разбиваются на группы по 4 — 6 человек. Порядок работы примерно такой: намечают план, изготавливают модели и отбирают из них лучшие; затем — конкурс и определение победителей.
Группы ищут решение проблем: как увеличить силу сопротивления воздуха; как уменьшить массу модели; как не допустить, чтобы модель кувыркалась в воздухе. Ребята узнают, как конструируются парашюты, вертолеты, самолеты, ведут исследования.
Конкурс проходит следующим образом. Представители всех групп собираются вместе, поднимают свои модели на заданную высоту и по команде их отпускают. Побеждает ученик, чья конструкция приземляется на пол последняя.
Затем представители групп объясняют, почему победила именно эта конструкция, какие законы физики себя проявили.
ПРОЕКТ «БАШНЯ». Выполняется во время изучения темы «Центр тяжести» или «Рычаги».
Цель проекта: построить самоподдерживающую структуру.
Ограничения: модель выполняется из одного листа бумаги; 20 см клейкой ленты, ножницы. Время конструирования — 30 минут.
Чтобы успешно справиться с заданием, требуется использовать знания по физике (устойчивое равновесие, правило рычага, деформация, центр масс), математике (свойства треугольника, конуса), черчению, моделированию.
Созданные конструкции и способы их разработки обсуждает весь класс. Побеждают те, кто выстроил самую высокую конструкцию.
ПРОЕКТ «ЗВУК». Опирается на учебные курсы физики, музыки и технологии. Рассчитан на несколько занятий: ребята исследуют свойства звука, принцип действия некоторых звуковых инструментов, осваивают элементы волновой теории.
Цели проекта: сконструировать инструмент, издающий звуки определенной частоты, усовершенствовать его, разработать инструкцию, как изготовить новые музыкальные инструменты.
Занятия планируются следующим образом.
1-е занятие. Одной половине класса предлагается создать инструмент, который давал бы самый высокий звук, другой половине класса — самый низкий. Каждой группе выдается набор простейших средств, например: три соломинки для коктейля, 20 сантиметров клейкой ленты (скотча), 1 метр нитки или лески. Победители определяются с помощью осциллографа, регистрирующего через подсоединенный микрофон частоту колебаний звука.
2-е занятие. Изготовленные конструкции обсуждаются. Разрешается добавить группам некоторые детали и инструменты, например: 3 гвоздя, брусок, молоток, стальную пластинку и т.д.
3-е занятие. Ребята рассказывают в классе о том, как они понимают теорию звука, приводят примеры источников и приемников звука, обсуждают понятия громкости, тона, скорости звука, условия и свойства его распространения, применения звука; дают графическое представление о волновой теории звука. Все сказанное учениками обобщает учитель.
4-е занятие. На основе изготовленных конструкций группы разрабатывают инструкции на тему «Как изготовить музыкальный инструмент, издающий самые низкие и самые высокие звуки», указывают предполагаемые характеристики этих инструментов (частоту, амплитуду звука и т. п.).
5-е занятие. Группы меняются инструкциями и изготавливают по ним инструменты, проверяют, совпадают ли их характеристики. Проверяется качество выполненных инструментов (например, предлагается сыграть на них мелодию). Среди проектов выбирается лучший. Подводятся итоги проекта.
Творческие недели.Выполняемые учениками творческие и исследовательские работы по учебным курсам могут обсуждаться во время обычных уроков. Но более эффективной является организация специальной системы занятий, получившей название творческой недели. Данная форма разработана и реализована нами в ходе педагогического эксперимента по созданию Школы эвристической ориентации1.
Система занятий во время творческой недели представляет собой «погружение» учеников в индивидуально-коллективную деятельность по подготовке и защите ими творческих работ. Творческая неделя проводится, как правило, в конце каждой четверти для учебной параллели или во всей школе одновременно.
Данная система занятий ориентирует учителей на творческое осмысление своего учебного предмета, обеспечивает более полную самореализацию учеников с учетом их индивидуальных особенностей. В это время решается актуальная педагогическая задача — увеличение продолжительности и качества творческой работы ученика над одной темой или проблемой.
Творческие работы начинают выполняться учениками задолго до того, как наступает творческая неделя. Не только на уроках, но и в специальных мастерских, в лабораториях, кружках, на факультативах, ученических предметных кафедрах школьники в течение всего года проводят исследовательскую и другую творческую работу.
Одни работы выполняются учениками непосредственно на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы или вида деятельности. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические задачи, опыты по естествознанию. Начальные творческие работы могут выполняться ими без предварительной подготовки, учителю достаточно предоставить детям такую возможность и помочь организовать работу прямо на уроке. Другие работы — текущие, выполняются не только в классе, но и дома в течение 1—3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты, ребята выступают с ними на обычных уроках.
Чем старше возраст и выше подготовка учеников, тем более длительной становится их работа над определенной учебной темой. Наиболее емкие творческие работы ученики готовят и защищают в конце учебной четверти или года во время проведения творческих недель. Это итоговые, зачетные, экзаменационные работы, которые отличает продолжительный период их выполнения — от 1 до 3 месяцев и более. Такие работы оформляются по установленным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется самоанализ, приводятся рецензии учеников и взрослых. Авторы лучших творческих работ по итогам защиты представляются к школьным званиям и наградам, а содержание их работ включается в вариативный компонент содержания образования для дальнейшего использования в учебном процессе (например, публикуются сборники творческих работ1).
Дети очень любят выполнять творческие работы по выбираемым ими темам. Некоторые из них в течение учебного года защищают по 15—20 полноценных творческих работ в различных образовательных областях.
Организация творческой недели. Вконце каждой четверти после завершения контроля базовых образовательных стандартов отводится неделя, во время которой работают предметные мастерские и лаборатории, проводятся индивидуальные консультации, защищаются выполненные учениками работы. Темы таких работ ребята выбирают заранее либо во время творческой недели. Источниками тем творческих работ служат достижения детей на уроках, научные проблемы, которые их заинтересовали, личные симпатии к учителю-руководителю.
Обычно каждый учитель предлагает всем ученикам по своему предмету на выбор 3—5 тем. Всего для одного класса набирается около 30 тем творческих работ, из которых ученики выбирают, например, три темы — по одной из каждого цикла: естественно-математического, гуманитарного, художественно-физкультурного. Ситуация выбора учениками тем для подготовки творческих работ из нескольких десятков тем, предложенных разными педагогами, создает богатые возможности координации целей учеников и учителей.
Примеры тем творческих работ: «Квадратура круга», «Магия чисел треугольника», «Исследование пропорций тела девочек и мальчиков», «Словарь слов иностранного происхождения», «Как запомнить иностранные слова», «Мой подарок другу — упражнение по английскому языку собственного сочинения», «Словарь лицейских слов и выражений», «Как проверить, читал ли ученик произведения Пушкина (составление теста)», «Описание картины с помощью односоставных предложений», «Исследование обращений», «Словесные узоры или превращение корня», «Получение магнита», «Съемка учебного видеофильма по физике», «Анализ отношений «учитель-ученик» с точки зрения 10 заповедей», «Эскиз интерьера своей комнаты», «Геометрические цветы», «Линогравюра», «Мультфильм-рисунок на компьютере», «Создание домашней веб-странички».
После презентации учителями тем творческих работ ученики делают свой выбор и идут на занятия в те или иные мастерские и лаборатории. Расписание занятий составляется таким образом, что к одному учителю могут прийти ученики разного возраста. В течение дня ученик может работать в 1—3 мастерских. Во время занятий в школе определяется дежурный учитель, который помогает определиться с выбором деятельности тем детям, которым трудно это сделать самостоятельно.
Творческая работа допускается до защиты при условии ее письменного оформления и наличия двух рецензий — ученика и учителя (или специалиста). Оформлять работу ученикам рекомендуется по следующему плану:
— Тема, ф.и.о. ученика и руководителя, класс, школа, город, год.
— Почему я выбрал эту тему.
— Главная идея, цель, проблема работы.
— План работы, ее основное содержание (с рисунками, таблицами, приложениями).
— Возникшие проблемы, трудности, как они решались.
— Главные выводы работы, ее назначение и применение.
— Самоанализ работы: как работал, что понял, чему научился, дальнейшие цели. Самооценка работы.
— Две письменные рецензии и отзыв руководителя.
Со второго-третьего дня творческой недели начинаются защиты. Формы проведения защит различны: академическое выступление, дидактическая игра, проведение учеником урока, конкурса, концерта, сценки, спортивного выступления и т.п.
На защиты приглашаются родители, учителя, все желающие. После выступления авторам задаются вопросы, затем присутствующие высказывают суждения, свою оценку работе выносит экспертная группа, в которую входят ученики и учителя. Они же выносят оценки работам и присуждают школьные звания — магистр, бакалавр, мастер искусств, мастер «золотые руки».
Виды и типы творческих работ. По отношению к учебным предметам защищаемая учениками образовательная продукция делится на три вида.
Предметная продукция по традиционным учебным курсам: сочинение, сказка, составленная задача, сформулированное понятие, правило или закономерность, поделка, собственный образ, знак, символ, игра, викторина, сценарий спектакля, содержание газеты и др.
Межпредметная или метапредметная продукция как результат исследования фундаментальных образовательных объектов, выходящих за рамки одного изучаемого предмета.
Методологическая продукция: примененные, осознанные и описанные методы познания; выводы и обобщения; способы анализа, составленные вопросы, сформулированные версии; технологии поиска ответов; сформулированные системы целей занятий, индивидуальные образовательные программы, планы самостоятельной работы, анализ учебной деятельности, самооценки, рецензии, отзывы.
По форме ученические творческие работы делятся на следующие виды:
— исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы);
— сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);
— художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка);
— техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная программа);
— зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);
— педагогическое произведение ('проведенный в роли учителя урок, составленный кроссворд, обучающая компьютерная программа, придуманная игра, викторина);
— методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников, рефлексивный дневник).
Основанием данной классификации творческих работ является доминирующая ученическая продукция и соответствующий ей вид продуктивной деятельности. Если ребенок в форме сочинения исследует явление, например, пишет трактат о цвете неба, то его творческая работа относится к исследованию, а не к сочинению; если же главной целью и результатом деятельности ученика являются стихи, музыка и т.п., то его творческая работа относится к типу «сочинение».
Таким образом, тип творческой работы не определяется учебным предметом; например, математическая сказка может быть отнесена к типу «сочинение», а работа по выявлению учеником закономерностей состава слов является «исследованием». В некоторых случаях одна и та же работа одновременно принадлежит к разным типам, например, разработанная учеником компьютерная программа по изучению в начальной школе многозначных чисел является одновременно техническим и педагогическим произведением. Окончательное решение о типе работы принимается по наибольшей степени проявления творчества.
Оценка творческих работ проводится по таким параметрам, как степень творчества, новизна, оригинальность, личный вклад, логичность, оформление, аргументированность ответов на вопросы, умение увлечь присутствующих на защите, трудоемкость, полезность работы и др. По каждому критерию экспертная группа выставляет ученику оценку в трех-, пяти- или десятибалльной шкале. В табл. 3 приведен фрагмент сводной ведомости по итогам защит творческих работ. Подобные таблицы позволяют судить не только окомплексных изменениях в уровне выполнения учащимися творческих работ, но и об обобщенных изменениях в отдельных параметрах образовательной продукции учеников.
Приведем пример обобщенной трехуровневой шкалы оценки образовательной продукции учащихся.
Высоким уровнем характеризуют творческие работы учеников, которые во время их защиты оцениваются экспертной группой или
Таблица1
Фрагмент сводной ведомости по итогам защит творческих работ
класс | Фамилия, имя ученика | Название творческой работы | Руководитель | Параметры оценки | Общая сумма баллов | Место | ||||
Степень творчества | профессионализм | трудоемкость | Практическая польза | Умение защищаться | ||||||
Князев Артем | Сказка про английские звуки [t] и [d]. | Е.В.Семенова | ||||||||
Свершникова Юля | Фантастическая повесть с иллюстрациями | Л.Н.Сидоркова | ||||||||
Дагаева Юля | Живописная композиция «Сказка о старинном городе» | О.В.Котелевская | ||||||||
Бородулин Антон | «Почему родительный падеж так называется» Исследование | В.Н.Вольхина | ||||||||
Кидалов Рома | Образование множественного числа им.сущ. в русском, английском и французском языках | Г.А.Андрианова | ||||||||
Мироненко Саша | «Мой материк». Компьютерная модель по географии | М.В.Лексуткина | ||||||||
Бруй Кристина | "Асtivity Воок". Рабочая тетрадь для учеников 3-го класса | Г.А.Андрианова |
школьным магистратом 8—10 баллами по 10-балльной шкале. Высокий уровень имеют также работы, занявшие 1-е место на внутри-школьных мероприятиях, призовые места на межшкольных конференциях, олимпиадах, конкурсах; работы, опубликованные в местных и центральных газетах; работы, которым дана высокая оценка (рецензия) компетентного специалиста; работы, авторы которых были удостоены одного из школьных званий. Высокий уровень творческой работы ученика означает, что она сопоставима с общеизвестным культурным аналогом.
Творческую работу относят к среднему уровню, если ученик реализовал в ней свою идею или принцип, а также достаточно хорошо, по мнению специалиста или экспертной группы, справился с поставленной целью. Такие работы оцениваются, как правило, 4—7 баллами в 10-балльной шкале или аналогичным образом в других шкалах.
Дискуссия.Каково должно быть соотношение и взаимосвязь результатов учеников в образовательных стандартах и творческой деятельности?
Работа низкого уровня представляет собой завершенную работу ученика, которая выполнена им по образцу или аналогии, либо с незначительной модернизацией уже известной им работы. Степень новизны такой работы незначительна для ее автора. (Термин «низкий уровень» употребляется условно, поскольку даже низкий уровень творческой работы говорит о том, что ученик выполнил и представил свою работу на защиту). В качестве творческих работ низкого уровня назовем рефераты, в которых не выражена собственная точка зрения автора. Низким уровнем характеризуются работы, получившие оценку 1—3 балла по 10-балльной шкале.
Творческие недели обычно вызывают у учеников повышенный интерес, создают праздничное настроение. В то же время это и период серьезных испытаний. Не все ученики, выбравшие тему творческой работы, доводят ее до конца. Не всякую работу руководитель или экспертная группа допускают до защиты. Только 5—10% творческих работ получают высокую оценку, а их авторы представляются к школьному званию. Те ученики, работы которых трижды за год представляются к одному из школьных званий, получают его вместе с вручением соответствующего удостоверения.
Практика показывает, что через 1—2 года около половины творческих работ учеников достигает высокого и среднего уровня оценки. После 3-4 лет обучения с применением данной системы занятий этот показатель увеличивается до 75%, а за пять лет образовательная продуктивность учеников возрастает в 5 раз по сравнению с начальным уровнем.
Ученики, участвующие в творческих неделях, не забывают достигнутых ими результатов. Творческая деятельность занимает все большее место в их учебе по общеобразовательным курсам. У них вырабатывается навык личностного подхода к изучаемым вопросам, формируется индивидуальная траектория образования.
Разновидностью творческих недель являются научные недели в старших классах. Образовательная доминанта этой формы обучения находится в области научно-исследовательской деятельности учащихся: в их лингвистических работах, естественнонаучных исследованиях, культурологических изысканиях, научно-технических и иных разработках.
Данная форма занятий позволяет осуществлять переход от ученических проблем к научным, включать способы и методы научной деятельности в общеобразовательный процесс.
Научные недели включают в себя занятия учеников с тьюторами, их работу в лабораториях и библиотеках, конференции, семинары, симпозиумы. Научная неделя сохраняет структуру продуктивного обучения, т. е. собственное решение учащимися научных проблем предшествует изучению ими культурно-исторических аналогов. В процессе проведения научных недель ученики иногда повторяют ход мысли, споры и доказательства выдающихся ученых прошлого. Последующее знакомство с достижениями великих ученых, диалог с ними, вызывают у школьников сильные чувства и ощущения сопричастности, помогающие личностному усвоению общечеловеческих достижений в сопоставлении со своими результатами.
Научная неделя не ограничивается деятельностью учеников в стенах своей школы. С помощью ресурсов и технологий Интернет организуется дистанционная форма учебной деятельности школьников из разных городов и даже стран, которые участвуют в совместных научных проектах, электронных конференциях, межшкольных семинарах и конкурсах.
РЕЗЮМЕ
Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные. В основу их деления положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учениками.
Внешние формы организации обучения обозначают вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д.
Внутренние формы организации обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Организационные формы обучения делятся на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий.
Наиболее распространенная форма обучения — классно-урочная. Ее альтернативы: беллланкастерская система взаимного обучения, батовская система, маннгеймская система, Дальтон-план, план Трампа, «погружение», обучение по эпохам, лекционно-семинарская форма обучения.
Типы лекций: инструктивная, лекция-диалог, лекция с научной структурой, методологическая, историческая, общепредметная, обобщающая и др.
Типы семинаров: вводный, обзорный, самоорганизующий, поисковый, с индивидуальной работой, с групповой работой, в группах по выбору, с генерацией идей, семинар — «круглый стол», семинар-выставка, рефлексивный семинар и др.
Групповые формы обучения предполагают виды деятельности: индивидуальное самообучение, парное взаимообучение, групповая работа по общей теме, взаимообучение групп, выступление ученика вместо учителя и др.
Другие формы организации обучения: экскурсии, практикумы, лабораторные работы, конференции, симпозиумы, кружки, мастерские, кафедры, лаборатории, олимпиады, конкурсы, консультации, зачеты, экзамены.
Комплексный характер имеют такие формы обучения, как проекты и творческие недели.
Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев. Требования к организации проекта: различные пути реализации проекта каждой группой учеников; значимость для окружения учащихся; исследовательская направленность; педагогическая значимость; спланированность, сочетаемая с гибкостью; ориентированность на решение конкретной проблемы; наличие потребителя результатов проекта.
Творческая неделя — система занятий по индивидуальной подготовке и коллективной защите учениками творческих работ. В результате увеличивается продолжительность и качество творческой работы ученика над выбранной темой или проблемой по учебному курсу.
Научная неделя — разновидность творческой недели в старших классах, имеющая образовательную доминанту в области научно-исследовательской деятельности учащихся.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Чем формы обучения отличаются от форм организации обучения?
2. С какой целью разрабатываются новые формы обучения и системы форм обучения, альтернативные классно-урочной системе?
3. В чем преимущества и недостатки групповой формы обучения?
4. Назовите условия и конкретные учебные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, семинара, лабораторной работы, конференции.
5. В чем состоит отличие факультативных занятий от углубленного изучения учебных курсов в мастерских или на школьных кафедрах?
6. Перечислите основные виды деятельности учащихся, выполняемые ими в ходе образовательного проекта.
7. Какими принципами необходимо руководствоваться учителю при формулировании тематики творческих работ учеников?
Дидактический практикум