Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает
Фонематическая транскрипция
Фонетическая транскрипция передает звуковой состав слова, фонематическая - фонемный.
Как соотносятся эти виды транскрипций? Например: в фонетической транскрипции слова год и нора будут выглядеть следующим образом:
год [гот], нора [нαра].
Для того чтобы получить фонематическую транскрипцию этих слов, следует:
1) перенести из фонетической транскрипции обозначение звуков в абсолютно сильной позиции:
[гот] - <го...>, [нора] - <н...ра>;
2) звуки в слабых позициях привести к сильной позиции в той же морфеме:
год - годы [годы],
нора - норы [норы];
3) перенести обозначение основного варианта каждой фонемы в фонематическую транскрипцию:
<год>, <нора>.
• Контрольное упражнение
Затранскрибируйте следующие слова фонетически и фонематически:
цветок, клетка, грязь, ножка, лужки.
Схема фонетико-фонологического разбора
I. Фонетическая транскрипция с соблюдением правил литературного произношения.
II. Характеристика ударения
1) по месту (на первом, втором и т.д. слоге);
2) по способности передвигаться (подвижное, неподвижное).
III. Характеристика слогов:
1) по количеству (один, два и т.д.);
2) по структуре (открытые, закрытые - по концу; прикрытые, неприкрытые - по началу).
IV. Характеристика звуков:
1) Гласные:
а) характеристика фонемы:
§ по месту напряжённости языка (переднего, среднего или заднего ряда);
§ по степени подъёма языка (верхнего, среднего или нижнего подъёма);
§ по участию губ (лабиализованная или нелабиализованная);
б) характеристика позиции (сильная - под ударением, слабая - в безударном слоге) и изменение фонемы в слабой позиции (качественная или количественная редукция);
в) краткая характеристика звука, в котором реализуется фонема в данной позиции.
2) Согласные:
а) характеристика фонемы:
§ по степени участия голоса и шума (сонорная или шумная; шумная звонкая или глухая, парная или непарная);
§ по месту образования (губная или язычная; губно-губная или губно-зубная; передне-, средне- или заднеязычная);
§ по способу образования (щелевая или смычная; смычно- врывная, смычно-щелевая или смычно-проходная: носовая, боковая, дрожащая);
§ по наличию или отсутствию палатализации (мягкая или •твердая, парная или непарная);
б) характеристика позиции:
по звонкости-глухости: сильная - перед гласными; перед
сонорными согласными и [в], [в’]; перед шумными согласными непротивоположного качества (звонкие перед звонкими, глухие перед глухими); слабая - в конце слова; перед шумными согласными противоположного качества (звонкие перед глухими, глухие перед звонкими);
по твердости - мягкости: сильная - в конце слова; перед гласными непереднего ряда; перед согласными непротивоположного качества (твёрдые перед твёрдыми, мягкие перед мягкими); слабая - перед гласными переднего ряда, перед согласными противоположного качества (твёрдые перед мягкими, мягкие перед твёрдыми);
в) изменение фонемы в слабой позиции: редукция - оглушение звонкого согласного в конце слова; ассимиляция - уподобление звуков по звонкости-глухости, твердости - мягкости; диссимиляция - расподобление звуков; диереза - выпадение звуков и т.д.;
г) краткая характеристика звука, в котором реализуется фонема.
V Количество букв (назвать) и звуков. Причины количественного несоответствия.
Образец фонетико-фонологического разбора
I Просьба [проз’бъ], <прос’ба>.
II Ударение на первом слоге, неподвижное (просьбы, просьбе, просьбу и т.д.).
III. Два слога [про|з’бъ]. По началу оба слога прикрытые, по концу - открытые. Первый слог - ударный, второй • заударный.
IV. [п] - <п> - согласная, шумная, глухая, парная ей <б>, губно-губная, смычно-взрывная, твёрдая, парная ей <п’>, по звонкости-глухости находится в сильной позиции (перед сонорной), по мягкости-твердости находится в сильной позиции (твёрдая перед твёрдой), не изменяется, реализуется] в звуке [п];
[р] - <р> - согласная, сонорная, непарная, переднеязычная,, передненебная, дрожащая (вибрант), твёрдая, парная ей <р’>, находится в абсолютно сильной позиции (т.к. перед гласной непереднего ряда), не изменяется, реализуется в звуке [р];
[о] - <о> - гласная, заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованная, ударная, в сильной позиции, не изменяется, реализуется в звуке [о];
[з’] - <с’> - согласная, шумная, глухая, парная ей <з’>, переднеязычная, щелевая, мягкая, парная ей <с>, находится в слабой позиции по звонкости - глухости (т.к. перед согласным звуком противоположного качества: глухая перед звонкой) и в слабой позиции по мягкости - твердости (т.к. перед согласным звуком противоположного качества: мягкая перед твёрдой), подвергается ассимиляции по звонкости, реализуется в звуке [з’];
[б] - <б> - согласная, шумная, звонкая, парная ей <п>, губногубная, смычно-взрывная, твёрдая, парная ей <б’>, в абсолютно сильной позиции (т.к. перед гласной непереднего ряда), не изменяется, реализуется в звуке [б];
[ъ] - <а> - гласная, среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованная, во II слабой заударной позиции, качественно редуцируется, реализуется в звуке [ъ].
V. В слове 7 букв: «пэ», «эр», «о», «эс», «мягкий знак», «бэ», «а»; 6 звуков, так как мягкий знак не обозначает отдельного звука, а указывает на мягкость [з’].
Акустико - артикуляционная характеристика звуков
Схема фонетико-фонологического разбора не предусматривает описания артикуляции звуков. Однако в |дошкольных учреждениях и младших классах необходимо отрабатывать с детьми акустико-артикуляционную характеристику всех звуков в сильных и слабых позициях, поэтому педагогу важно усвоить отдельные движения органов речи (кинемы) на каждом этапе артикуляции (экскурсии, выдержке, рекурсии).
I. Экскурсия. 1. Положение губ (губы сомкнуты, разомкнуты, широко растянуты, вытянуты в трубочку и т.д.).
2. Основное движение языка (например: передняя, средняя или задняя часть языка образует смычку или щель с зубами, нёбом т.д.).
3. Дополнительное движение языка при произношении мягких согласных (место смычки или щели передвигается к среднему нёбу, язык как бы расширяется).
4. Движение маленького язычка, направленное на включение или отключение носового резонатора.
5. Состояние голосовых связок при прохождении воздушной
струи сомкнуты, напряжены, дрожат).
II. Выдержка. 1. Продолжительность (длительная или мгновенная).
2. Характер прохождения воздушной струи через | формированный в экскурсии резонатор (например: воздушная струя, обогащенная голосом или шумом, преодолевает смычку или выходит в щель между губами или передней частью языка и верхними зубами и т.д.).
III. Рекурсия
Возвращение всех органов речи в исходное положение, если щук в слове последний и после него следует пауза или он произносится изолированно.
1. Губы спокойно смыкаются.
2. Язык укладывается в свое ложе.
3. Маленький язычок спокойно провисает в ротовой полости.
4. Голосовые связки расслаблены, пропускают свободно воздушную струю, которая проходит через носовую полость.
♦ Примечание. Если за описываемым звуком произносится следующий, то рекурсия предшествующего звука переходит в экскурсию последующего.
Образец описания артикуляции отдельно взятого звука [д’] Экскурсия. Губы растянуты. Передняя часть языка смыкается с передним нёбом. Средняя часть языка движется к среднему нёбу (палатализация). Маленький язычок закрывает вход в носовой резонатор. Голосовые связки сильно натянуты, дрожат, образуют голос и шум.
Выдержка. Мгновенная. Воздушная струя с шумом и голосом преодолевает переднеязычную смычку и выходит через ротовую полость.
Рекурсия. Полная. Все органы возвращаются в исходное положение.
Контрольные упражнения
1. Опишите артикуляцию отдельно взятых звуков [м], [р], [j], [о], [в’], [г’], [б’].
2. Сравните артикуляцию звуков [з] и [з’], [з] и [с], [з] и [с’], [р] и [р’], [о] и [а].
© Контрольная работа № 1
1. Затранскрибироватъ текст.
2. Отметить все случаи позиционных чередований гласных и I согласных фонем.
3.Сделаать фонетико-фонологический разбор подчеркнутого
слова.
4.Выписатъ не менее 3-х случаев исторических чередований фонем.
Вариант 1
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадернутых гардин.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь (Б. Пастернак).
Вариант 2
Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли,
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
И потемневшее трюмо (А. Ахматова).
Вариант 3
Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла (А. Блок).
Вариант 4
Не исчезай на тысячу лет,
Не исчезай на какие-то полчаса...
Вернёшься Ты через тысячу лет,
Но всё горит
Твоя свеча.
Не исчезай из жизни моей,
не исчезай сгоряча или невзначай.
Исчезнут все.
Только Ты не из их числа.
Будь из всех исключением,
не исчезай (А. Вознесенский).
Вариант 5
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо (А. Блок).
Вариант 6
Ещё до рожденья звездой путеводной
Нам служат горячие гроздья любви
На торжищах людных, в пустыне безводной,
На дне подсознанья, в душе и в крови.
И мы, повинуясь магической силе,
Несёмся песчинками, словно самум,
Становимся сами мифической пылью,
Не мысля опомниться, взяться за ум (Р. Ивнев).
Вариант 7
Снилось мне утро лазурное, чистое.
Снилась мне родины ширь необъятная,
Небо румяное, поле росистое,
Свежесть и юность моя невозвратная...
Снилось мне, будто иду я дорогою, -
Ярче и ярче восток разгорается,
Сердце полно предрассветной тревогою,
Сердце от счастья любви разрывается (А. Голенищев-Кутузов).
Вариант 8
Был тихий час. У ног шумел прибой.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
«Мы встретимся... До нового свиданья...»
То был обман. И знали мы с тобой,
что навсегда в тот вечер мы прощались.
Пуицовым пламенем зарделись небеса.
На корабле надулись паруса.
Над морем крики чаек раздавались (Андрей Белый).
Вариант 9
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда (С. Есенин).
Вариант 10
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами (М. Цветаева).
Вариант 11
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы золотые
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Всё вторит весело громам (Ф.И. Тютчев).
Вариант 12
Люди пишут, а время стирает.
Все стирает, что может стереть.
Но скажи, - если слух умирает,
Разве должен и звук умереть?
Он становится глуше и тише,
Он смешаться готов с тишиной.
И не слухом, а сердцем я слышу
Этот смех, этот голос грудной (С. Маршак).
Вариант 13
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душемоей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим (А.С. Пушкин).
Вариант 14
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
И белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой (А. Сурков).
Вариант 15
Снова сон, пленительный и сладкий,
Снится мне и радостью пьянит,-
Милый взор зовет меня украдкой,
Ласковой улыбкою манит.
Знаю я - опять меня обманет )
Этот сон при первом блеске дня,
Но пока печальный день настанет,
Улыбнись мне - обмани меня! (И. Бунин).
Вариант 16
Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
В этой ночи, как в желаниях, всё беспредельно,
Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,
Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,
Свет унося, покидая неверные тени (А.Фет).
Вариант 17
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, и нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой (А. Фет).
Вариант 18
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна — любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой (А. Фет).
©Контрольнаяработа № 2
1.Сделать транскрипцию данных слов.
2. Отметить все позиционные изменения гласных и согласных фонем в каждом слове.
Вариант 1
Сделать, считать, снежинки, гладкий, отчаянный, Ос »дна, булочная, пенсия, тра[н]вай.
Вариант 2
Отчизна, визжит, вьётся, отзывается, в хмурый день, позднее, снегопад, тра[х]тор.
Вариант 3