Формирование коммуникативной компетентности на уроке
Физической культуры
Проблема общения является предметом теоретических и экспериментальных исследований во многих социально-гуманитарных отраслях науки. Общаясь, человек усваивает общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы действия и вместе с тем у него формируются и коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность – это сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания, свойства личности, психическое состояние субъекта в процессе общения [5].
Важную роль коммуникативной компетентности в жизни человека подтверждают результаты исследований многих психологов. В частности, Б.Г. Ананьев (2001) указывает, что раньше всего, непосредственно в жизни социальной группы из взаимоотношений между ее членами возникают отношения личности к другим людям. Закрепляясь в практике общественного поведения, они превращаются в наиболее общие и первичные черты характера, которые он назвал коммуникативными. Они, в свою очередь, становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных). Н.С.Говоров и Т.Г. Поташевская установили, что прекращают процесс познания после завершения образования те люди, у которых остались неразвитыми навыки общения. Те, у кого с детства спонтанно сложились благоприятные условия эмпирического, чисто практического овладения умениями и навыками общения, оказываются в большей степени подготовленными к учебе, у них не происходит задержек и остановок в психическом развитии [3].
Для учащихся школы основным видом деятельности является учебная деятельность, в процессе которой в большей степени происходит формирование коммуникативной компетентности.
Урок физической культуры проходит в конкретном классе, обладающем определенным уровнем сплоченности, микроклиматом, направленностью, организованностью, групповой структурой, которая может меняться от предмета к предмету, от урока к уроку. Класс с социально-психологических позиций - это контактная группа с целями просоциальной направленности, в которой учебная деятельность, оставаясь по внешней форме совместной, фактически в большей степени является индивидуальной.
Формирование коммуникативной компетентности происходит в совместной деятельности (СД), которая направлена на усвоение и воспроизводство общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений. В СД выделяют два аспекта: собственно предметную деятельность (область решения задач) и совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе деятельности (область эмоций).
Совместная деятельность в учебном процессе используется не в полной мере:
• является в большей степени регламентированной (цель, порядок деятельности, контроль и оценка результатов осуществляется педагогом);
• редко используется взаимодействие учащихся на уроках (по данным исследований В.Р. Ясницкой, только 15-20% учителей применяют групповые и коллективные формы обучения [12]).
Коммуникативная компетентность в большей степени формируется в ситуациях неопределенности, нестандартности, которые возникают в нерегламентированных или частично регламентированных видах деятельности (ролевая игра, игры с правилами, групповые соревновательные игры).
В школьной практике нет занятий, посвященных развитию коммуникативных навыков. Данная проблема не решается и с помощью методических рекомендаций учителям по организации совместной деятельности учащихся на уроке. Введение в учебный план нового специального курса по формированию навыков общения будет связано с дополнительными нагрузками. Вместе с тем, навыки общения у детей можно развивать в рамках урока физической культуры, т.к. он обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как важный фактор воспитания учащихся, в том числе, формирования коммуникативной компетентности, коммуникативных черт характера. Особенности урока физической культуры:
• повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частные межличностные контакты и общение;
• повышенный эмоциональный фон, связанный яркими глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождаются применение соревновательного и игрового методов;
• переживание благоприятных эмоций от проявления хороших отношений товарищей создает ощущение удовлетворения потребности и вызывает ответное позитивное отношение к классу.
В связи с этим урок физической культуры можно рассматривать как модель быстропротекающих социальных процессов, как естественный социально-психологический тренинг.
Увеличение количества часов физической культуры, по-нашему мнению, положительно скажется не только на увеличении двигательной активности и совершенствовании физических качеств, но и на формировании коммуникативной компетентности. Чтобы данный процесс проходил более целенаправленно и интенсивно, учителям физической культуры и тренерам-преподавателям необходимо уделять особое внимание формированию культуры взаимоотношений и эмоций. Этому, прежде всего, способствует использование нестандартных упражнений, активных форм совместной деятельности учащихся (сюжетно-ролевые подвижные игры, эстафеты, упражнения), соревновательные игры и т.п. Итогом урока или занятия учебно-тренировочной группы должен стать совместный анализ ситуаций, которые возникли в результате этой деятельности. Только в этом случае урок физической культуры может стать естественным психологическим тренингом.
Традиционно на занятиях по физической культуре решение задач акцентировано на развитие физических качеств, затем на обучение двигательным действиям, приобретение знаний и, наконец, на воспитание личностных качеств как побочного процесса решения приоритетных задач. Это объясняется тем, что оценкой результата деятельности учителя является, в первую очередь, развитие кондиционных возможностей учащихся.
Развитие физических качеств, двигательных умений учащегося происходит не только благодаря той деятельности, в которую он включается, но едва ли не решающее значение имеют те отношения, которые возникают и упрочиваются в этой деятельности. Можно, к примеру, привлекать учащегося к занятиям физической культурой, но для формирования глубокого интереса необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она возбуждала положительные эмоции, внутреннее воодушевление и радость. Если переживания будут носить негативный характер, это не только не будет способствовать формированию интереса к физической культуре, но, наоборот, вызовет отвращение.
Практические задания
1. Раскрыть содержание основных, дополнительных и вспомогательных форм занятий в сфере физической культуры и спорта.
2. Назвать первичные и вторичные функции соревнований.
3. Каковы специфические особенности соревнования, через которые реализуются его воспитательные возможности?
4.Каков механизмформирования личностных качеств в процессе участия в соревновательной деятельности?
5. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
Уровни рассмотрения урока физической культуры | Определения | ||
традиционно-педагогический | система процесса педагогического взаимодействия учитель-ученик и ряда групповых процессов. | ||
психолого-педагогический | создание определённых организационных структур, решающих специфические учебно-воспитательные задачи. | ||
социально-психологический | функционирование психических познавательных процессов. |
6. Каковы специфические особенности урока физической культуры?
7.Дополнить текст « В структуре урока (УТЗ) как учебно - воспитательной ситуации можно выделить следующие компоненты:
• . . . .
• . . . .
• . . . .
• . . . .
8. Раскрыть содержание принципов взаимодействия участников учебного процесса на уроке ФК.
9. Каков механизм формирования коммуникативной компетентности на уроке физической культуры?
Литература.
• Ананьев Б. Г. О проблеме современного человекознании. СПб.: Питер,2001, 272 с.
• Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер,2007. 304 с
• Говоров Н.С., Поташевская Т.Г. Последнее незавершенное акмеологическое открытие Б.Г.Ананьева.Акмеология`97: сборник Научной сессии ААН. СПб.: Акмеологическая Академия, 1997.
• Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов/Сост. С.Г.Абрамова, Н.Г.Алексеев и др. – М., 1995 с. 63
• Общая и спортивная психология: учебник для высших учебных заведений; под ред. Г. Б. Бабушкин. – Омск: СибГУФК, 2004. 400с.
• Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: Владос,2003. 256с.
• Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2003. 304 с.
• Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999
• Селиванова Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство – эффективные механизмы воспитания человека: сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания – М.:Вента-Графф,2002. С. 174-190.
• Теория и методика физической культуры: учебник; под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
• Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств// Педагогика. 2003. №3 С.52-54.
12. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений; под. ред. А. В. Мудрика. М.: Академия, 2004. 352 с.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ИСПОРТУ