Памятка участнику дискуссии

1. Дискуссия является методом решения проблемы, а не
формой выяснения отношений.

2. Не говори слишком долго, чтобы дать возможность вы­
сказаться другим.

3. Взвешивай слова, произноси их обдуманно, контроли­
руй эмоции, чтобы твои разумные мысли достигли цели.

4. Стремись понять позицию оппонента, относись к ней
уважительно.

5. Возражай корректно, не искажая и не передергивая
смысла сказанного.

6. Чтобы не впасть в нелепость или варварство, не добав­
ляй ничего к сказанному оппонентом, не подозревай его в
том, чего он не высказал, особенно в тайных замыслах и
коварных намерениях.

7. Не поддавайся инерции потока слов.

8. Недопустимо высказываться по малознакомым вопро­
сам.

9. Высказывайся только по предмету дискуссии, не брави­
руй своей начитанностью и общей эрудицией.

10. Борись с соблазном кому-либо угодить или досадить
своим выступлением.

Работа с книгойстала одним из важнейших методов обуче-1 ния. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в до­ступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги ус­пешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называе­мых программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть озна­комление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение мате­риала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память. Поэтому данный метод имеет в зависимости от целей ряд модификаций.

Работа с книгой — сложный и трудный для школьников метод обучения. Значительная часть выпускников так и не овладевают им в должной мере: умея читать, они не понимают

в должной мере смысла прочитанного. Поэтому удельный вес данного метода в общей системе необходимо увеличивать. Школа должна подготовить учащегося к самостоятельной рабо­те с книгой.

Среди факторов, определяющих эффективность данного метода, наиболее важными являются: умение свободно читать и понимать прочитанное; умение выделять главное в изучае­мом материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); умение подобрать ли­тературу по изучаемому вопросу. Все эти умения постепенно и целенаправленно формируются у учащихся с первого дня их пребывания в школе.

Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоя­тельно с целью закрепления и расширения полученных на уро­ке знаний. Подготавливая учащихся к работе с книгой, учитель указывает, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый учебный материал. Если работа ведется на уроке, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста, учащиеся по указа­нию учителя делают остановку и выполняют необходимые дей­ствия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т. д. Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспро­изведения по памяти знаний, полученных на уроке. Синтези­рование учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие рациональной работы с кни­гой. При чтении книги у учащихся должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улав­ливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно состав­лять план прочитанного. Очень помогает письменная фикса­ция плана и основных положений книги в виде структурно-ло­гической схемы (опорного конспекта).

Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых кроме учебной содержится и управ­ляющая информация. Работая с ними, школьники получают необходимые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное — получают немедленное подкрепление правильно­сти выполняемых действий.

Современные учебные книги все больше «ужимаются» в объеме, их составители стремятся «упаковать» большое количе­ство учебного материала в итоговые таблицы, диаграммы, гра-

фики, наглядные модели, классификации и т. д. Поэтому учи­телям следует больше внимания обращать на анализ информа­ции, представленной в спрессованном виде, формировать у школьников умение «свертывать» и «развертывать» знания.

Для облегчения запоминания материала учитель обязан ознакомить учащихся с правилами заучивания различной ин­формации, постоянно контролировать развитие памяти, помо­гать ее совершенствовать.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует форми­ровать привычку отводить больше времени не на чтение мате­риала, а на его активное воспроизведение по памяти.

К недостаткам метода работы с книгой относятся значи­тельные затраты времени и энергии, поэтому данный метод от­носится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает ин­дивидуальных особенностей школьников. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самокон­троля и управления процессом обучения. Поэтому учителю нужно выбирать хорошие книги и обязательно сочетать дан­ный метод с другими методами обучения.

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном озна­комлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко использу­ется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внут­ренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройст­ву или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора и т. п.). Демонстрация художественных произведений, образцов одеж­ды и т. п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотрен­ных объектов. Демонстрация опытов сопровождается вычерчи­ванием на доске или показом схем, которые облегчают пони­мание принципов, лежащих в основе опыта.

По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления,

выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный про­цесс — осмысливаются вещи, явления, а не чужие представле­ния о них.

Нужно отличать демонстрацию как активный метод позна­ния от простого показа. В процессе «активной демонстрации», приобретающей проблемный или исследовательский характер, внимание учащихся концентрируется на существенных, а не на случайно обнаруженных свойствах предметов, явлений, процес­са. В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются обучаемы­ми. Хотя при демонстрации слово и не играет главной роли, оно постоянно сопутствует наблюдению и служит для анализа его хода и результатов. Чтобы повысить самостоятельность, очень важно привлекать школьников к объяснению увиденного. Наибольшей дидактической ценностью обладает демон­страция реальных предметов, явлений или процессов, протека­ющих в естественных условиях. Но часто такая демонстрация невозможна или затруднительна. Тогда прибегают либо к де­монстрации натуральных предметов в искусственной среде (на­пример, животных в зоопарке), либо к демонстрации искус­ственно созданных объектов в естественной среде (например, уменьшенных копий механизмов). Искусственные заменители натуральных объектов — объемные модели играют важную роль при изучении всех предметов. Они позволяют познако­миться с конструкцией, принципами действия (например, строением кисти руки или глаза, двигателя внутреннего сго­рания, разрезами геометрических фигур, рельефом местности и т.д.). Многие современные модели обеспечивают возмож­ность непосредственных измерений, а также определения тех­нических или технологических характеристик.

Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учащих­ся на существенные стороны демонстрируемых явлений, а так­же правильное сочетание различных методов. Процесс демон­страции должен быть построен так, чтобы:

• все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект;

• могли воспринимать его по возможности всеми органами
чувств, а не только глазами;

• важнейшие существенные стороны объекта производили
на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум
внимания;

• обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

Иллюстрациятесно примыкает к методу демонстрации, ко­торый по традиции в отечественной дидактике рассматривается как самостоятельный. Иллюстрация предполагает показ и вос­приятие предметов, процессов и явлений в их символьном изо­бражении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В по­следнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств. Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы и т. п.

Методы демонстрации иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая совместное действие. Ког­да процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация; когда же требуется осознать сущ­ность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибега­ют к иллюстрации.

Сущность многих явлений и процессов раскрывается с по­мощью плоских моделей — динамических и статических, цвет­ных и черно-белых. При правильном использовании с учетом поставленной цели и дидактических задач эти модели оказыва­ют преподавателям и учащимся значительную помощь. Они су­щественно облегчают процесс формирования понятий. Без гео­графических карт, диаграмм, графиков, таблиц и т.д. вряд ли возможно качественное и быстрое обучение.

Отдельным видом иллюстрации является «иллюстрация действующих лиц», к которой прибегают при изучении литера­туры, истории, языков. Иван Иванович и Иван Никифорович, Волк и Ягненок, Предлог и Местоимение, Сталин и Гитлер выступают как зримые, осязаемые образы, что усиливает впе­чатление от выполняемых ими действий.

Эффективность иллюстрации в большой степени зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллю­стрирования, следует хорошо продумать их дидактическое на­значение, место и роль в познавательном процессе. Перед учи­телем стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое количество иллюстраций отвлекает учащихся от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения. В отдельных случаях целесо­образно использовать раздаточный материал (фотографии, диа-


памятка участнику дискуссии - student2.ru

граммы, таблицы и т. д.). В современной школе для обеспече­ния качественной иллюстрации широко используются экран­ные технические средства.

Видеометод. Интенсивное проникновение в практику рабо­ты учебных заведений новых источников экранного преподне­сения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнито­фонов, а также компьютеров с дисплейным отражением ин­формации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, за­крепления, повторения, обобщения, систематизации, следова­тельно, успешно выполняет все дидактические функции. Ме­тод покоится преимущественно на наглядном восприятии ин­формации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктив­ный пути усвоения знаний, различную степень самостоятель­ности и познавательной активности учащихся, допускает раз­личные способы управления познавательным процессом. По сути речь идет уже не о методе, а о комплексной дидактичес­кой технологии.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия на­глядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваива­ется легче и быстрее. Правда, развивающее воздействие на­глядной информации в том случае, когда учащимся не предла­гаются контрольные упражнения и тесты по ее восприятию и запоминанию, невелико. Киноэкран и телевизор слабо стиму­лируют развитие абстрактного мышления, творчества и само­стоятельности. Необходима специальная организация обуче­ния, чтобы кино- и телеэкран выступали в качестве источника проблемности и стимулом для самостоятельных исследований. Использование видеометода в учебном процессе обеспечи­вает возможность: а) дать учащимся более полную, достовер­ную информацию об изучаемых явлениях и процессах; б) по­высить роль наглядности в учебном процессе; в) удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся; г) освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррек­цией знаний, умений, проверкой тетрадей и т. д.; д) наладить эффективную обратную связь; е) организовать полный и систе­матический контроль, объективный учет успеваемости.

С помощью видеометода эффективно решаются многие ди­дактические и воспитательные задачи. Он полезен для:

1) изложения новых знаний, в частности очень медленных
процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно
(рост растения, явление диффузии жидкости, выветривание
горных пород и т. д.), а также быстрых процессов, когда непо­
средственное наблюдение не может вскрыть сущности явления
(удар упругих тел, кристаллизация веществ и т. д.);

2) объяснения в динамике принципов действия сложных
механизмов и машин;

3) обучения алгоритмам выполнения различных видов дея­
тельности;

4) создания специфической языковой среды на уроках
иностранного языка;

5) представления видеодокументов на уроках истории, эти­
ки, обществоведения, литературы, укрепления связи обучения
с жизнью;

6) организации тестовых испытаний;

7) выполнения тренировочных работ, упражнений, модели­
рования процессов, проведения необходимых измерений:

• создания баз (банков) данных для проведения учебно-тре­
нировочных и исследовательских работ;

• компьютерного учета успеваемости каждого учащегося
класса, осуществления дифференцированного подхода к орга­
низации обучения;

• рационализации учебного процесса, повышения его про­
дуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и
усвоения научной информации путем повышения качества пе­
дагогического управления.

Современные средства видеоинформации позволяют под­черкивать, выделять наиболее важные места, создавая тем са­мым благоприятные условия для усвоения не только видеоря­да, но и его структуры, особенно богатыми возможностями располагает мультипликация, используемая в обучении для на­глядно-образного раскрытия сущности трудных тем,

Эффективность данного метода мало зависит от личного мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. Видеоме­тод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуман­ностью, целесообразностью. От учителя, использующего видео­метод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изу-


памятка участнику дискуссии - student2.ru

чаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщаю­щие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Упражнениясреди практических методов отличаются наи­большей эффективностью. Мы уже рассматривали сущность данного метода в связи с решением воспитательных задач. Об­ратим внимание на его важнейшие дидактические функции и особенности. Упражнение — это метод обучения, представляю­щий собой планомерное организованное повторное выполне­ние действий с целью овладения ими или повышения их ка­чества. Без правильно организованных упражнений невозмож­но овладеть учебными и практическими умениями и навыка­ми. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие — закрепляемые навыки — надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного мето­да состоит в том, что он обеспечивает эффективное формиро­вание умений и навыков, а недостаток — в слабом выполнении побуждающей функции.

Различают специальные, производные и комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяе­мые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются произ­водными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производ­ных упражнений навык забывается. Комментированные упраж­нения служат для активизации учебного процесса, сознатель­ного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, а затем весь класс принимает участие в объяснении материала. Метод комменти­рованных упражнений обеспечивает высокий темп урока, спо­собствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.

Устные упражнения широко используются в процессе обу­чения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся. Назначе­ние устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложе­ния знаний и т. д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных. Устные упраж-

нения постепенно усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся. Письменные упражнения (стилисти­ческие, грамматические, орфографические диктанты, сочи­нения, конспекты, решения задач, описания опытов и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначе­ние — формирование, развитие и упрочение необходимых уме­ний и навыков. Учителю необходимо заботиться об их доста­точном количестве и разнообразии. К письменным упражнени­ям тесно примыкают графические, используемые при изучении математики, физики, черчения, географии, рисования, а также в процессе производственного обучения. Лабораторно-практи-ческие упражнения способствуют овладению навыками обраще­ния с орудиями труда, лабораторным оборудованием (прибора­ми, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения. Производственно-трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых дейст­вий учебного или производственного характера. Они бывают простыми и сложными: к первым относятся упражнения на выполнение отдельных трудовых приемов, а вторые предусмат­ривают выполнение производственно-трудовых дел в целом или их значительных частей (настройка станка, изготовление части детали или устройства и т. п.).

Чтобы упражнения были эффективными, они должны отве­чать ряду требований. К ним относятся:

• сознательная направленность учащегося на повышение
качества деятельности;

• знание правил выполнения действий;

• сознательный учет и контролирование условий, в которых
оно должно выполняться;

• учет достигнутых результатов;

• распределение повторений во времени.

Лабораторный методоснован на самостоятельном проведе­нии экспериментов, исследований учащимися и применяется прежде всего при изучении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется гораздо большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследова­ний. Лабораторный метод дает возможность приобретать уме­ния и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает пре­восходные условия для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и

сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и вы­бирать новые пути самостоятельных исследований.

Особой эффективностью отличается проблемный (исследо­вательский) лабораторный метод. Он отличается тем, что вы­двигают гипотезу исследования, намечают его путь, подбирают необходимые материалы и приборы сами учащиеся. Затрудне­ния побуждают к самостоятельной работе, главное отличие ко­торой от работы, выполняемой с помощью преподавателя, со­стрит в том, что учащиеся стараются хорошо уяснить себе сущ­ность проблемы, найти пути достижения цели, позволяющие разрешить проблему наиболее рационально. Проблемный под­ход ставит учащегося в позицию активного исследователя, тре­бует самостоятельного разрешения многих больших и малых задач: сбора и оценки основных и вспомогательных данных, альтернативных гипотез, обоснованного выбора способов на­копления недостающей информации. Решение проблемы акти­визирует продуктивное мышление, ведет к росту количества познанных предметов и явлений, присущих им характеристик и отношений, а главное — формирует совершенно новый под­ход к обучению — не школярский, а творческий.

Лабораторный метод сложен, требует наличия специально­го, часто дорогостоящего оборудования, тщательной подготов­ки учителя и учащихся. Его использование сопряжено со зна­чительными затратами энергии и времени. Поэтому, планируя лабораторный метод, учитель должен быть уверен, что польза от самостоятельного исследования превысит эффективность обучения, которую можно достичь более простыми, экономны­ми путями.

Практический методотличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план вы­двигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а так­же способствует решению задач контроля и коррекции, стиму­лированию познавательной деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит по­знавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления
работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют ра­
боту, а остальные школьники наблюдают и под руководством

учителя делают замечания, если в процессе работы допускается

ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоя­
тельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особенное
внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с
заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются
и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное
отношение к времени, материалам, скорость и правильное вы­
полнение задания (Е.Я. Голант).

Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способству­ет формированию таких качеств, как хозяйственность, эконом­ность и т. д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоя­щей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ

выводов).

Познавательные игры(дидактические) — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение дан­ного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Метод познавательных игр имеет длительную историю. Он применялся уже в древних дидактических системах. В очеред­ной раз интерес к нему обострился в середине 80-х годов, ког­да в школу начали проникать мощные ЭВМ, позволявшие мо­делировать сложные ситуации. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, до­бывания знаний за счет собственных усилий в процессе увле­кательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.

Среди таких игр — разнообразные математические, лин­гвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами «Конструктор», «Умелец», «Юный химик» и т. п.

В последнее десятилетие все большую популярность полу­чают симуляционные игры (т. е. способствующие воспроизведе­нию определенного качества), а также такие разновидности иг-


памятка участнику дискуссии - student2.ru

Порция информации

Вопрос

Помощь

рового метода, как инсценизация и генерация идей. С по­мощью симуляционных игр учащиеся приобщаются к всесто­роннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве дей­ствительных. Предлагается, например, воспроизвести заседание парламента, сравнивая свои действия и выводы с действиями депутата. Это помогает учащимся обнаружить и понять мотивы принятия тех или иных законопроектов.

1. Подготовка 2. Начало 3. Организация 4. Инсценировка 5. Анализ

памятка участнику дискуссии - student2.ru Метод инсценизации может принимать различные формы, например форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизве­дения событий, некогда действительно имевших место или ги­потетических. Структура данного метода может быть такой:

Понимание Мотивация Принятие ролей Участие Понимание

План и содержание Определение темы и цели Распределение ролей Наблюдение, руководство Подведение итогов

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специа­листов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процес­се которой участники, сообща «навалившись» на трудную про­блему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разре­шения.

Методы программированного обучения(ПО) направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. В методах ПО сочетаются новые и традиционные идеи. Применяемые в ПО методы мож­но разделить на:

• методы предъявления информации;

• методы выполнения программированных заданий;

• методы контроля и коррекции.

Предъявление (преподнесение) информации в ПО может быть организовано безмашинным и машинным способами. При первом способе учебный материал излагается в программиро­ванных учебных книгах, а при втором — выводится на экраны дисплеев. Существуют три основные системы программирова­ния учебного материала: линейная, разветвленная и смешанная

Рис. 36

(комбинированная). В линейной программе материал разбива­ется на маленькие порции (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения. В разветвленную про­грамму (см. рис. 36) вводятся дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с от­ветами. Смешанная программа представляет собой комбина­цию линейной и разветвленной.

Своеобразно организуется в ПО выполнение заданий и уп­ражнений. Такие задания обязательно предусматриваются после усвоения каждой порции учебного материала и преследуют тройственную цель: тренаж, обратная связь и контроль. Пра­вильность их выполнения определяет дальнейшее продвижение учащегося в обучении. Используются безмашинный и машин­ный способы организации заданий и упражнений. Первый из них реализован в нашем учебнике. И вы уже смогли оценить все его преимущества и недостатки. При машинном способе тренировочные упражнения и контрольные задания выполня­ются на экране дисплея. Учащиеся тут же получают подкрепле­ние правильности своих ответов, что является одним из глав­ных преимуществ ПО.

По итогам выполнения учебных заданий осуществляется контроль, который в ПО может быть также безмашинным или машинным. При безмашинном контроле для формирования оценки используются простые приспособления (перфокарты, планшеты и т. п.), а при машинном контроле — различные тех-

нические средства, вплоть до ЭВМ. Наиболее распространенным методом организации контроля в ПО является альтернативный выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных. С ним вы уже хорошо освоились в процессе работы над матери­алом. Современные компьютеры позволяют вводить и анализи­ровать самостоятельно сконструированные ответы (в виде пред­ложений, слов, формул, различных знакосочетаний).

Характерной особенностью методов ПО является то, что все они неразрывно слиты в едином учебно-педагогическом воз­действии.

Обучающий контроль. Главная функция данного метода — контрольно-коррекционная, но при этом очень важно обеспе­чить органическое включение контроля в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль стал не обособленным элемен­том учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие функции.

В данном методе различают ряд модификаций, отличаю­щихся между собой организацией контрольных срезов, основа­ниями для накопления информации, способами получения и обработки данных диагностических и тестовых измерений, другими особенностями.

Устный контроль. Осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учи­телем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

Письменный контроль. Осуществляется с помощью кон­трольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письмен­ных зачетов и т. п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (по­верхностный срез или основательный анализ).

Лабораторный контроль. Направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и гра­фическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

Машинный (программированный) контроль. При наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих про­грамм применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

Тестовый контроль. Может быть безмашинным и машин­ным. В основе такого контроля лежат тесты — специальные за­дания, выполнение (или невыполнение) которых свидетель-

ствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных

знаний, умений.

Самоконтроль. Предполагает формирование умения само­стоятельно находить допущенные ошибки, неточности, наме­чать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Ситуационный метод — это скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не дает возмож­ности быстро и эффективно достичь намеченных целей в име­ющихся конкретных условиях. Поэтому данный метод называ­ется еще творческим, нестандартным и признается не всеми педагогами. Главную роль в выборе и применении данного ме­тода играет ситуация. Метод позволяет принимать нестандарт­ные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекаю­щие из намеченной цели. Педагог должен уметь предвидеть предполагаемые последствия, вытекающие из этих решений. Как правило, в ситуационном методе сочетаются и переплета­ются различные традиционные и новые пути, устоявшиеся и новейшие идеи. Именно ситуационным методом, как полага­ют, достигли выдающихся успехов известные новаторы обуче­ния Шаталов, Ильин, Гузик, Волков и другие.

О структуре и содержании данного метода ничего опреде­ленного сказать нельзя: он изменяется от ситуации к ситуации. Данный метод — самостоятельное произведение педагога, его творческий почерк, опирающийся на собственное видение и понимание педагогического процесса.

Выбор методов обучения [

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд, и то неспециалисту, может показать­ся, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достиже­ния цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригод­ных для достижения намеченных задач. Далее следует целена-

правленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилуч­шим образом осуществить познавательный процесс.

В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения. В таблице они сведены в иерархическую систему.

ИеРаР*ия Факторов, влияющих на выбор методов

Фактор

Место

Влияниефактора

Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть................................................... Уровень мотивация обучения........................................... Реализация принципов, закономерностей обучения........................................................................ Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать.................................................. Количество и сложность учебного материала...................... [ Уровень подготовленности учащихся................................. Активность, интерес учащихся.......................................... Возраст. Работоспособность учащихся............................... Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость....................................... Время обучения............................................................... Материально-технические, организационные условия обучения............................................................. Применение методов на предыдущих уроках....................... Тип и структура занятия.................................................... Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность)................................... Количество учащихся в классе............................................ Уровень подготовленности учителя.....................................

0,90 0,86

0,84

0,80 0,78 0,70 0,65 0,62

0,60 0,55

0,50 0,40 0,38

0,37 0,36 0,35

Можно выделить шесть общих условий, которые определя­ют выбор метода обучения:

1. Закономерности и принципы обучения, которые вытека­
ют из них.

2. Содержание и методы определенной науки вообще и
предмета, темы в частности.

3. Цели и задачи обучения.

4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень
подготовленности, особенности классного коллектива).

5. Внешние условия (географические, производственное
окружение).

Наши рекомендации