Деятельность обучаемых
1. Собственная деятельность по
созданию положительной мо
тивации учения
2. Восприятие новых знаний,
умений
3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация
4. Познание закономерностей и
законов, понимание причин
но-следственных связей
5. Приобретение умений и навы
ков, их систематизация
6. Практическая деятельность по
самостоятельному решению воз
никающих проблем
7. Самоконтроль, самодиагности
ка достижений
Кратко напомним сущность некоторых других категорий, которые уже рассматривались в первой части.
Образование — система приобретенных в процессе обучения •шаний, умений, навыков, способов мышления.
Знание — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).
Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Содержание (обучение, образование) — система научных ьзнаний, практических умений и навыков, способов деятельно-|сти и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в | процессе обучения.
Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (от лат. Гоппа — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего свя-•шна с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод (от лат. теЮдок — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.
Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса представлены на рис. 16.
Проблемы / Стимулы Управление |
Продуктивность Мотивация |
Учение Образование Знания Умения Навыки |
Технология |
Логические основания дидактического процесса Законы, закономерности, принципы, правила |
Рис. 16
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две основные функции: 1) теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую); 2) практическую (нормативную, инструментальную).
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности вьщеляют общую и частную дидак-
тики. «Предметом исследования общей дидактаки является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые сю порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит»1. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Скорбный и героический •
Перед нами судьба незаурядная. Жизнь скорбная, легендарная и героическая.
О детских и юношеских годах великого педагога известно мало. В своей «Автобиографии» он описал преимущественно свою зрелую деятельность.
Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Южной Моравии. Отец его был зажиточным человеком, принадлежал к общине чешских братьев. Первоначальное образование маленький Ян получил в родительском доме.
Считается, что Коменский учился в братской школе в г. Угорский Брод. Однако закончить ему эту школу не пришлось, потому что в 1604 г. умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остались только двенадцатилетний Ян и старшая сестра.
В 1608 г., когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г. Пшерове. Проведенные в этой школе годы он позже назвал «безвозвратно потерянным временем». Как знать, может, именно здесь впервые юный Коменский задумался над несовершенством школьного дела.
Школа готовила юношей к проповеднической деятельности. Одновременно изучались различные ремесла. Пробыл в этой школе Коменский недолго. В 1610 г. он становится младшим проповедником.
Видя блестящие способности молодого человека, руководители общины чешских братьев направляют его для продолжения образования в Гернборнский университет, где он
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986. — С. 19.
учится около года. Болезнь заставляет прекратить занятия, и в 1614 г. исхудавший, без денег будущий великий педагог пешком возвращается на родину. Было ему тогда 22 года.
Начинается учительская деятельность в школе г. Пшеро-ва. Учительская судьба Коменского схожа с судьбами всех выдающихся педагогов. Молодой учитель все делает не так, как предписывают существующие правила: широко использует наглядность, пытается достичь понимания изучаемого материала, водит учеников на прогулки и экскурсии, знакомит их с реальной жизнью. Постепенно складываются новые взгляды на обучение, крепнет уверенность — обучение слишком серьезное дело, чрезвычайно много значит в жизни человека, чтобы относиться к нему поверхностно. Нужно проникать в тайны обучения, изучать его законы, строить теорию.
Стремясь облегчить детям усвоение знаний, Коменский начинает составлять учебник. Вынашивает замысел построения дидактической теории. События помешали ему осуществить намеченные планы.
Как истинный патриот, Коменский разделил судьбу своего народа. В 1629 г. по приказу германского императора все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь он прожил с перерывами 28 лет.
Школьные будни поглощают все время. Учитель Коменский продолжает составлять учебник. После нескольких неудач появляется учебная книга «Дверь языков открытая, или Рассадник», имевшая большой успех. «... И такой она вышла в Лешно, вскоре затем в Гданьске (с немецким и польским переводами); а в Лейпциге к ней добавили (учителя) новый эпитет — «золотая». Этот эпитет сохранился и в других изданиях; вышли также переводы на всех основных европейских языках; такой успех был для меня совершенно неожиданным, даже во сне не мог присниться», — пишет Коменский в своей «Автобиографии». Впоследствии книга была переведена и на восточные языки.
Коменский великолепно понимал ответственность, которую он взвалил на свои плечи, предложив Европе новые рецепты обучения: «Тот, кто начинает петь с высокой ноты, должен либо обладать хорошим голосом, либо быстро умолкнуть».
Свой главный труд — «Великую дидактику» Коменский начал создавать в 1627 г. «Я начал надеяться, что такая книга, если бы ее удалось составить надлежащим образом, будет неким общим противоядием от незнания, хаоса, призраков и ошибок».
В Лешно этот труд, принесший автору европейскую известность, был в основном закончен, книга была написана по-чешски, а потом переработана и переведена на латинский язык, международный язык науки того времени. Вышла книга в 1632 г.
Полное название книги звучит так: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или Верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».
После выхода книги Коменский стал знаменит.
Ученого приглашают в Венгрию для переустройства школьного дела. Тамошние профессора его не понимают: «Когда они хотели, чтобы я сказал об этом откровеннее, я ответил: «Весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подне-вольщина превратилась в игру и забаву; этого никто здесь не хочет понять».
В 1650 г. Коменский горячо принимается за создание нового типа учебного заведения. Школа должна иметь 7 классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 ч учебных занятий в год, предусматривалось время для игр, выходные дни и каникулы. Удалось открыть только первые три класса. Но модель новой школы была создана и опробована, ее без труда мы узнаем в нынешних типах учебных заведений.
I
зоо
Из Польши в Венгрию пришло письмо, адресованное княгине: «Знай, Ваше Высочество, что Коменский у нас — лицо, принадлежащее общине, его отсутствие терпеть больше нельзя».
Он уже епископ. Последний духовный пастырь общины чешских братьев. И должен выполнять свои обязанности. В 1654 г. Коменский становится главой общины и возвращается в Лешно.
Идет война между Польшей и Швецией. Город разрушен. Дом Коменского сожжен. Погибли все рукописи.
С большим трудом Коменскому удалось избежать ареста и пыток. «Великая дидактика» не была достаточным аргументом для жестоких судей. Ночью он бежит. С большими трудностями и лишениями через всю Европу добирается до Амстердама и находит там убежище.
Его приняли с большим почетом как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В 1657 г. по решению сената было издано собрание его дидактических сочинений в четырех частях.
Коменский развивает и совершенствует свою теорию. Пишет «Автобиографию», которая так и осталась незаконченной. Сил уже не оставалось. 15 ноября 1670 г. Коменский умер вдали от родины. Похоронен он в Амстердаме.
Теория великого дидакта пережила века. И если бы на его книгах не стояли даты 16..., их можно было бы принять за современные педагогические сочинения, настолько актуальны и жизнеспособны заложенные в них идеи.
I. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.
1. Процесс обучения заключается в передаче знаний уча
щимся.
2. Процесс обучения заключается в усвоении знаний уча
щимися.
3. Процесс обучения заключается в управлении познанием.
4. Процесс обучения предполагает контроль усвоения зна
ний, навыков, умений.
5. Процесс обучения — это двусторонняя совместная дея
тельность учителей и учащихся.
6. Учебный процесс — двусторонний управляемый про
цесс совместной деятельности учителей и учащихся, на-
правленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.
7. В учебном процессе осуществляются воспитание и раз
витие учащихся.
8. Главная цель учебного процесса — управление ум
ственной деятельностью учащихся.
9. Сущность учебного процесса состоит в организации
учения.
10. Процесс обучения направлен на формирование миро
воззрения обучаемых.
II. Из перечисленных альтернатив выберите те, которые
означают основные категории дидактики:
1) воспитание, 2) образование, 3) развитие, 4) умение, 5) навыки, 6) преподавание, 7) классно-урочная система, 8) учение, 9) обучение, 10) структура, 11) знания, 12) класс, 13) цель, 14) содержание, 15) эффективность, 16) организация, 17) форма, 18) метод, 19) средства, 20) альтернатива, 21) процесс, 22) таксономия, 23) формирование, 24) компьютеризация, 25) результаты.
III. Что называется дидактикой? Из приведенных отве
тов выберите один правильный, обосновав ошибоч
ность остальных.
1. Дидактика — это отдельная наука о закономерностях
развития личности.
2. Дидактика — это наука о закономерностях формирова
ния личности ребенка.
3. Дидактикой называется раздел педагогики об образова
нии и воспитании подрастающего поколения.
4. Дидактика — это отрасль педагогики, разрабатывающая
теорию обучения и образования.
5. Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.