Место компьютера в учебном процессе
…Место компьютера в учебном процессе во многом определяется типом обучающей программы.
Некоторые из них предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков. Место таких программ определить нетрудно: их можно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения…
Другие программы ориентированы преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к программированному обучению. Большинство их обладает относительно ограниченными дидактическими возможностями. Компьютер здесь используется как средство программированного обучения, несколько более совершенное, чем простейшее обучающее устройство, но не допускающее развернутого диалога, содержащее, как правило, фиксированный набор обучающих воздействий.
Намного большими возможностями обладают обучающие программы, которые реализуют проблемное обучение, особенно «интеллектуальные» обучающие программы (своим названием они обязаны тому, что при их разработке использованы идеи «искусственного интеллекта»). Эти системы осуществляют рефлексивное управление учебной деятельностью, что предполагает построение модели обучаемого, Многие из них генерируют обучающие воздействия (учебные тексты, задачи, вопросы, подсказки). Такие системы, как правило, учитывают не только правильность ответа, но и способ решения, могут его оценивать, а некоторые — совершенствовать стратегии обучения с учетом накапливаемого опыта. Имеются системы, которые могут обсуждать с учащимся не только правильность решения, но и выбор стратегии решения, причем в языке, близком к естественному.
Наконец, можно выделить программы, обучение по которым строится в виде игры. Такие программы с каждым годом приобретают все большую популярность, поскольку обладают многими достоинствами. Как уже говорилось, они способствуют повышению мотивации учения (хотя следует отметить, что соревновательные мотивы, желание во что бы то ни стало победить иногда преобладают тут над познавательными мотивами, что вряд ли педагогически оправдано). Игра стимулирует инициативу и творческое мышление, способствует формированию умений совместно действовать (особенно в кооперативных играх), подчинить свои интересы общим целям. Кроме того, игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности. Игры создают предпосылки для формирования у обучаемых всевозможных стратегий решения задач и структуры знаний, которые могут быть успешно применены в различных областях. Немаловажно и то, что обучаемый может свободно принимать решения — как правильные, так и неправильные — и при этом видит, к чему приводит каждое решение…
Положительно оценивая игровые программы в целом, следует учитывать, что чрезмерное увлечение играми может дать и нежелательный эффект. Развлекательность может оказать отрицательное влияние на волевые качества школьников: учение и труд не могут основываться лишь на эмоционально привлекательной деятельности. Готовность к труду предполагает волевые усилия, готовность к выполнению даже малоинтересных, но необходимых функций.
При характеристике различных обучающих программ необходимо учитывать, какие именно функции обучающего и учащегося при этом автоматизируются. Н. Ф.Талызина и Т.В. Габай выделяют следующие типы таких функций:
1) создание положительных мотивов, объяснение, показ и фиксация формируемой деятельности и входящих в нее знаний;
2) организация и контроль деятельности учащихся;
3) передача машине рутинной части учебной деятельности;
4) составление и предъявление учебных заданий, соответствующих разным этапам процесса усвоения, а также индивидуальным особенностям ученика и состоянию его деятельности в данный момент.
Разговор о месте компьютера в учебном процессе будет неполным, если не показать его возможности в познании учащимися самих себя, в осознании своей деятельности, качеств и свойств своей личности — в интеллектуальной и личностной рефлексии. Значение ее в учебной деятельности трудно переоценит. Чтобы сформировать полноценную учебную деятельность, недостаточно, выработать у учащегося систему знаний о предметном мире. Он должен овладеть своей деятельностью, знать, как он анализирует условия задачи, какова его стратегии поиска решения, то есть у него должен выработаться рефлексивный механизм саморегуляции. В конце концов все это необходимо для формирования целостного представления о самом себе как о личности, становления устойчивого «образа Я».
(Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986, с. 48-60. Текст дан в сокращении)
Вопросы для самоконтроля
1. Каким образом происходит управление умственной деятельностью учащихся при программированном обучении? Что следует понимать под компьютеризацией обучения?
2. Каковы преимущества и недостатки обучения с помощью компьютера?
3. Каковы возможности компьютера в формировании умственных действий?
4. Какие виды действий необходимо формировать в обучении?
5. Что Вы понимаете под алгоритмизацией обучения? Как должно быть организовано обучение, чтобы у учащихся успешно формировались алгоритмы?
6. Что нужно делать, чтобы у учащихся формировались общие умственные действия?
7. Перечислите типы ориентировочной основы, выделенные в работах И. Я. Гальперина.
8. Раскройте этапы формирования умственных действий, разработанные И. Я. Гальпериным.
Тема 10.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Цели обучения. Подход Л. В. Занкова к проблеме соотношения обучения и развития, обучения и воспитания.
2. Принципы дидактической системы общего развития,
сформулированные Л.В. Занковым. Их значение в организации
учебного процесса.
3. Особенности содержания образования в дидактической системе развивающего обучения.
4. Особенности методов и приемов в системе развивающего
обучения Л. В. Занкова.
5. Изучение развития младшего школьника в системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Показатели развития.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Занков Л.В.Избранные педагогические труды. М., 1990.
2. Нечаева Я.А. Л.В.Занков о методической системе начального обучения // Начальная школа. 1995, № 11. С. 47-53.
3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 2. Глава 13.
4. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 5. §1.
Дополнительная
1. Аргинская И.И.Математика. М., 1994.
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000
3. Полякова А.В. Русский язык. М., 1994.
4. Чутко Н.Я.История становления человека: Учебно-методические материалы для работы в 3 классе. Тула, 1993.
5. Лернер И.Я.Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 7-11.
Задания
1. Раскройте сущность принципов развивающего обучения в системе Л. В. Занкова, сравните их с традиционными принципами дидактики: сознательности, научности, доступности, индивидуального подхода.
2. Сравните учебные планы и учебные программы системы развивающего обучения Л. В. Занкова и традиционного обучения (Приложения №22 ,
№ 9 ) с целью выявления:
а) состава учебных предметов;
б) реализации в них всех компонентов содержания образования;
в) реализации в них всех функций обучения;
3. Прочитайте несколько фрагментов уроков, проведенных по системе Л. В. Занкова (Приложение № 24),Проанализируйте их с точки зрения развивающего обучения.
4. Начните заполнять сравнительную таблицу, характеризующую особенности двух развивающих систем обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: цель обучения, принципы, содержание, методы, особенности организационных форм, взаимодействия учителя и учащихся, оценки успешности обучения. (Приложение № 22, 23)
Приложение №22
Примерный учебный план