Место компьютера в учебном процессе

…Место компьютера в учебном процессе во многом оп­ределяется типом обучающей программы.

Некоторые из них предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков. Место таких про­грамм определить нетрудно: их можно использовать пос­ле усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения…

Другие программы ориентированы преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к про­граммированному обучению. Большинство их обладает относительно ограниченными дидактическими возможно­стями. Компьютер здесь используется как средство программированного обучения, несколько более совершен­ное, чем простейшее обучающее устройство, но не допус­кающее развернутого диалога, содержащее, как прави­ло, фиксированный набор обучающих воздействий.

Намного большими возможностями обладают обу­чающие программы, которые реализуют проблемное обу­чение, особенно «интеллектуальные» обучающие про­граммы (своим названием они обязаны тому, что при их разработке использованы идеи «искусственного интел­лекта»). Эти системы осуществляют рефлексивное уп­равление учебной деятельностью, что предполагает по­строение модели обучаемого, Многие из них генериру­ют обучающие воздействия (учебные тексты, задачи, вопросы, подсказки). Такие системы, как правило, учи­тывают не только правильность ответа, но и способ ре­шения, могут его оценивать, а некоторые — совершенст­вовать стратегии обучения с учетом накапливаемого опыта. Имеются системы, которые могут обсуждать с учащимся не только правильность решения, но и выбор стратегии решения, причем в языке, близком к естественному.

Наконец, можно выделить программы, обучение по которым строится в виде игры. Такие программы с каж­дым годом приобретают все большую популярность, по­скольку обладают многими достоинствами. Как уже го­ворилось, они способствуют повышению мотивации уче­ния (хотя следует отметить, что соревновательные моти­вы, желание во что бы то ни стало победить иногда пре­обладают тут над познавательными мотивами, что вряд ли педагогически оправдано). Игра стимулирует ини­циативу и творческое мышление, способствует формиро­ванию умений совместно действовать (особенно в коопе­ративных играх), подчинить свои интересы общим це­лям. Кроме того, игра позволяет выйти за рамки опреде­ленного учебного предмета, побуждая учащихся к при­обретению знаний в смежных областях и практической деятельности. Игры создают предпосылки для формиро­вания у обучаемых всевозможных стратегий решения за­дач и структуры знаний, которые могут быть успешно применены в различных областях. Немаловажно и то, что обучаемый может свободно принимать решения — как правильные, так и неправильные — и при этом ви­дит, к чему приводит каждое решение…

Положительно оценивая игровые программы в целом, следует учитывать, что чрезмерное увлечение играми мо­жет дать и нежелательный эффект. Развлекательность может оказать отрицательное влияние на волевые каче­ства школьников: учение и труд не могут основываться лишь на эмоционально привлекательной деятельности. Готовность к труду предполагает волевые усилия, готов­ность к выполнению даже малоинтересных, но необходи­мых функций.

При характеристике различных обучающих программ необходимо учитывать, какие именно функции обучаю­щего и учащегося при этом автоматизируются. Н. Ф.Талызина и Т.В. Габай выделяют следующие типы таких функций:

1) создание положительных мотивов, объяснение, показ и фиксация формируемой деятельности и входящих в нее знаний;

2) организация и контроль деятельности учащихся;

3) передача машине рутинной части учебной дея­тельности;

4) составление и предъявление учебных заданий, со­ответствующих разным этапам процесса усвоения, а также индивидуальным особенностям ученика и состоя­нию его деятельности в данный момент.

Разговор о месте компьютера в учебном процессе бу­дет неполным, если не показать его возможности в по­знании учащимися самих себя, в осознании своей дея­тельности, качеств и свойств своей личности — в интел­лектуальной и личностной рефлексии. Значение ее в учебной деятельности трудно переоценит. Чтобы сфор­мировать полноценную учебную деятельность, недостаточно, выработать у учащегося систему знаний о предметном мире. Он должен овладеть своей деятельностью, знать, как он анализирует условия задачи, какова его стратегии поиска решения, то есть у него должен выработаться рефлексивный механизм саморегуляции. В конце концов все это необходимо для формирования целостного представления о самом себе как о личности, становления устойчивого «образа Я».

(Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986, с. 48-60. Текст дан в сокращении)

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом происходит управление умственной деятельностью учащихся при программированном обучении? Что следует понимать под компьютеризацией обучения?

2. Каковы преимущества и недостатки обучения с помощью компьютера?

3. Каковы возможности компьютера в формировании умственных действий?

4. Какие виды действий необходимо формировать в обучении?

5. Что Вы понимаете под алгоритмизацией обучения? Как должно быть организовано обучение, чтобы у учащихся успешно формировались алгоритмы?

6. Что нужно делать, чтобы у учащихся формировались общие умственные действия?

7. Перечислите типы ориентировочной основы, выделенные в работах И. Я. Гальперина.

8. Раскройте этапы формирования умственных действий, разработанные И. Я. Гальпериным.

Тема 10.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Цели обучения. Подход Л. В. Занкова к проблеме соотноше­ния обучения и развития, обучения и воспитания.

2. Принципы дидактической системы общего развития,
сформулированные Л.В. Занковым. Их значение в организации
учебного процесса.

3. Особенности содержания образования в дидактической си­стеме развивающего обучения.

4. Особенности методов и приемов в системе развивающего
обучения Л. В. Занкова.

5. Изучение развития младшего школьника в системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Показатели развития.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Занков Л.В.Избранные педагогические труды. М., 1990.

2. Нечаева Я.А. Л.В.Занков о методической системе начального обучения // Начальная школа. 1995, № 11. С. 47-53.

3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 2. Глава 13.

4. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 5. §1.

Дополнительная

1. Аргинская И.И.Математика. М., 1994.

2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000

3. Полякова А.В. Русский язык. М., 1994.

4. Чутко Н.Я.История становления человека: Учебно-методи­ческие материалы для работы в 3 классе. Тула, 1993.

5. Лернер И.Я.Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 7-11.

Задания

1. Раскройте сущность принципов развивающего обучения в системе Л. В. Занкова, сравните их с традиционными принципами дидактики: сознательности, научности, доступности, индивидуального подхода.

2. Сравните учебные планы и учебные программы системы развивающего обучения Л. В. Занкова и традиционного обучения (Приложения №22 ,

№ 9 ) с целью выявления:

а) состава учебных предметов;

б) реализации в них всех компонентов содержания образования;

в) реализации в них всех функций обучения;

3. Прочитайте несколько фрагментов уроков, проведенных по системе Л. В. Занкова (Приложение № 24),Проанализируйте их с точки зрения развивающего обучения.

4. Начните заполнять сравнительную таблицу, характеризующую особенности двух развивающих систем обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: цель обучения, принципы, содержание, методы, особенности организационных форм, взаимодействия учителя и учащихся, оценки успешности обучения. (Приложение № 22, 23)

Приложение №22

Примерный учебный план

Наши рекомендации