Концепции объясняющие появление воспитания и природу его происхождения
Принято считать, что воспитание возникло, когда человек стал Homo sapiens (существом разумным), т.е. 40 000 лет до н.э. В 19 векебыло создано несколько концепций, объясняющих появление воспитания и природу его происхождения:
l Эволюционная или социолого-антропологическая теория французского этнографа Шарля Летурно (1831-1904);
l Социолого-психологическая теория американского профессора педагогики Пауля Монро (1869-1947);
l Социолого-трудовая теория немецких политологов, основоположников марксисткой философии Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895);
l Духовно-культоролагическая теория немецкого педагога Карла Шмидта (1819-1864).
Тема 4. Целостный педагогический процесс
30. Педагогический процесс как педагогическая категория.
Педагогический процесс - целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующие цели воспитания и образования в условиях педагогической системы.
В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Однако, исследования показали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса, и прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности.
Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
31. Сущностные характеристики педагогического процесса.
Педагогический процесс —внутренне связанная совокупность многих процессов, но он представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям.
Целостность, общность, единство — главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:
• в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
• в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;
• в наличии общего и сохранении специфического
32. Педагогическая система.
Педагогический процесс протекает в педагогической системе -объединении компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях.
Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного педагогического влияния на формирование личности.
Профессор В. П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов:
l учащиеся;
l цели воспитания (общие и частичные);
l содержание воспитания;
l процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);
l учителя (или технические средства обучения);
l организационные формы воспитательной работы.
Каждый из этих компонентов может быть разложен на элементы с любой степенью детализации
33. Педагогический процесс как система. (схема по Подласый И.П.)
- Педагогическая теория научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему.
- В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
- Системное рассмотрение педагогического процесса позволяет увидеть его структурные компоненты в статичном, пространственном изображении.
- Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.
- Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система образования, взятая в целом, учебное занятие и т. д.
34. Структура педагогического процесса.
Структура (от лат. structura — строение) — это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними.
Важную характеристику педагогического процесса представляет процессуальность или осуществление во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой деятельность последовательно сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты:
l целевой,
l содержательный,
l деятельностный,
l результативный
35. Этапы педагогического процесса.
Педагогический процесс носит циклический характер. В развитии любого педагогического процесса можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса.
Главными этапами педагогического процесса можно назвать:
1. Подготовительный. Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.
2. Основной. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.
3. Заключительный. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.
36. Внутренние движущие силы педагогического процесса.
Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать.
Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития.
Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными.
Л.С. Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого
37. Закономерности педагогического процесса.
Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются :
1.Закономерность динамики педагогического процесса.
2.Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
3.Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
4. Закономерность стимулирования.
5.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.
6.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса
38. Педагогическое целепологание.
Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление.
Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность
Целеполагание в педагогике —сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.