Эмоции и их роль в жизни человека. Виды эмоций
Познавая действительность, человек, так или иначе, относится к предметам, явлениям, событиям, другим людям, своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие – печалят, третьи – возмущают и т.д. Радость, печаль, возмущение – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать следующими показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: веселье-грусть, удовольствие-неудовольствие и т.п.
В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью.
Эмоции и чувства не существуют вне ощущения, восприятия, представления, вне познания человека, вне его деятельности. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Следовательно, складывающееся своеобразное отношение человека к окружающему миру в конечном счете детерминировано этим миром.
Эмоции и чувства возникают при очень сложном взаимоотношении объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. В большей мере они определяются особенностями личности, ее индивидуальным опытом.
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Субъективный фактор в эмоциях и чувствах имеет чрезвычайное, если не основное, значение. Известно, что одни и те же предметы могут вызывать в разное время и в разной обстановке самые различные, даже противоположные чувства. Этим обстоятельством объясняется сложность изу-чения чувств.
Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы человека. Механизм возникновения эмоций в самом общем виде можно свести к следующему.
Источники активности человека, побуждения к деятельности лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Реальные жизненные условия, в которых осуществляется достижение поставленных целей, направленных на удовлетворение потребностей, обусловливают многообразие эмоциональных переживаний. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, возбуждение, интерес и т.д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вызывает отрицательные эмоции и переживания: печаль, горе, тревогу и т.д.
Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмо-ций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой – особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.
Эмоции могут быть положительными, связанные с переживанием приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное: стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими её активность.
Эмоции отличаются по многим параметрам: по качеству (положительные и отрицательные), интенсивности (слабые и сильные), продолжительности (кратковременные и устойчивые), осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, выполняемым функциям, воздействию на организм. Эмоции и чувства, представляющие собой особый пласт человеческой субъективности, по своим функциям отличаются как от познавательных процессов, так и от мотивационной сферы.
Эмоции, выполняя функцию оценки, непосредственно, в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего.
Эмоции выполняют функцию побуждения: из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуемым, необходимым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого (рис. 15).
Рис. 15. Функции эмоций
С побуждением тесно связана такая функция эмоций, как активация нервных центров и всего организма в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур. Морфофункциональной системой эмоциональных процессов является блок регуляции тонуса и бодрствования индивида. То, что эмоциональное состояние влияет на продуктивность деятельности – её темп и ритм, – известно каждому из нас. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе.
Эмоции выполняют также регулирующую функцию, влияя на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации.
Синтезирующая функция эмоций позволяет соединять, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р. Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.
Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функцию. Очень часто они сопровождаются органическими изменениями периферического характера (покраснением, побледнением, учащением дыхания, сердцебиения и т.п.), проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – движениях лица, пантомимике – движениях всего тела, вокализации – в интонации и тембре голоса). В повседневной жизни по выразительным движениям мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, настроении окружающих людей.
Эти перечисленные функции эмоций являются различными гранями одной общей функции – внутренней регуляции деятельности.