Тема 2.5. Психолого-медико-социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития.Психолого-медико-социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении (ПМПк).Преемственность и взаимодействие дошкольных и общеобразовательных учреждений.

Исторически ПМПК ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. Фактически ПМПК работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет, для которых характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Л.С. Выготскому).

Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития — это отношение между ребенком и окружающей его социально опосредованной действительностью. При таком подходе «отклонение в развитии» следует рассматривать уже в более широком смысле. Традиционно считалось, что отклонения в развитии мешают ребенку адаптироваться в социальной среде и интегрироваться в нее. Современные акценты (на организации социальной среды адекватно особенностям развития ребенка) заставляют специалистов ПМПК фокусировать свое внимание не столько на диагностике развития (как самоцели), сколько на разработке рекомендаций в соответствии с проведенной диагностикой.

Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.

Деятельность ПМПК непосредственно затрагивает вопросы психического и физического здоровья детского населения России, а следовательно, перспектив развития страны в целом.

Актуальность проблемы организации деятельности ПМПК Российской Федерации нарастала в последние 25 лет в связи с теми противоречиями, которые обозначились в содержании, методическом оснащении и методологическом обосновании, в нормативно-правовом, кадровом и материально-техническом обеспечении деятельности ПМПК.

Необходимо подчеркунуть рекомендательный характер любых заключений и выводов специалистов ПМПК. Такой подход противопоставлялся «комиссионному» освидетельствованию ребенка с неизбежной довлеющей ролью диагноза-«ярлыка», часто — невозможностью своевременной корректировки или снятия этого диагноза. Было обращено внимание и на жесткий и недостаточно дифференцированный характер выводов, нередко следующих из диагноза. Обсуждались многочисленные факты необоснованного направления детей с нарушениями поведения в психиатрические больницы, лечения их нейролептиками при ограниченном использовании методов психолого-педагогической коррекции.

Потребность в работе современных ПМПК на постоянной основе обусловлена существенным преобразованием цели ПМПК. В настоящее время ПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи.

Таким образом, углубление и дифференциация задач ПМПК со всей очевидностью ставят вопрос о поиске и документальном подтверждении такой организационно-правовой формы для ПМПК, при которой она могла бы иметь все атрибуты самостоятельного учреждения или узаконенного структурного подразделения такого учреждения. К ним относятся: наличие нормативно-правовой базы (типового положения), штатного расписания, помещения и т.п.

Имеющаяся нормативно-правовая база деятельности ПМПК не может до сих пор в полной мере обеспечить правовую защищенность своим высококвалифицированным специалистам из других ведомств. В первую очередь речь идет о медицинских работниках. Такие же проблемы могут возникнуть у научных и, как это ни парадоксально, у педагогических работников.

Функции ПМПК

Для достижения цели и осуществления поставленных перед ПМПК задач региональные и муниципальные ПМПК выполняют одни и те же функции, однако существуют различия в условиях выполнения этих функций. Под условиями мы имеем в виду объем, в котором выполняется та или иная функция, контингент, по отношению к которому выполняется функция, и другие обстоятельства.

Экспертно-диагностическая функция

ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности, способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской и социальной помощи.

Достоверность диагностики

Экспертно-диагностическая функция обеспечивает достоверность диагностики развития ребенка с опорой на целый ряд важнейших параметров.

В первую очередь речь идет о своевременной комплексной всесторонней динамической диагностике отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет, и реализации по отношению к этим детям процесса образования.

Своевременность диагностики (ранняя диагностика)

Имеется в виду как можно более раннее выявление отклонений в развитии или постановка вопроса о подозрении на наличие отклонений в развитии детей с последующей адекватной процедурой диагностики.

Возможность участия ПМПК на ранних этапах развития ребенка может быть обеспечена приказом, подписанным на уровне управления образования и управления здравоохранения региона. В этом приказе медицинским учреждениям и конкретным специалистам, работающим с детьми от 0 до 3 лет, следует указать на необходимость направления в ПМПК детей раннего возраста с выявленными или предполагаемыми отклонениями в развитии для решения вопроса об оказании ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи, способствующей социализации этих детей.

В перспективе предполагается вычленение в ПМПК особой группы специалистов или специального отдела, который будет заниматься детьми раннего возраста (от 0 до 3 лет).

Функции Региональная (областная, краевая, республиканская) ПМПК Муниципальная (районная, городская) ПМПК
Экспертно-диагностическая функция 1. Прием детей и подростков от 0 до 18 лет, имеющих показания к направлению в ПМПК  
  2. Рассмотрение диагностически сложных и конфликтных случаев по направлению муниципальных ПМПК или по инициативе родителей (законных представителей) 2. Направление детей и подростков с отклонениями в развитии в региональную ПМПК в диагностически сложных и конфликтных случаях
Информационно-аналитическая функция 1. Формирование базы данных на детей и подростков с отклонениями в развитии (выход с этими данными и следующими из них предложениями на управление образования):  
  на региональном уровне на муниципальном уровне
  2. Статистический анализ “социальной ситуации развития” детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК (выход с этими данными и следующими из них предложениями на управление образования): — характер, соотношение и тенденции распространения основных типов, видов, форм отклонений в развитии детей и подростков; — обеспеченность детей и подростков с отклонениями в развитии местами в системе образования:  
  на региональном уровне на муниципальном уровне
  Обратная связь  
  3. Анализ деятельности ПМПК (выход с этими данными и следующими из них предложениями на управление образования):  
  на региональном уровне на муниципальном уровне
  Обратная связь  
  4. Информирование (памятки, листовки, телефонограммы и др.) всех учреждений и ведомств, с которыми взаимодействует ПМПК, о возможности обращения в ПМПК родителей детей и подростков с отклонениями в развитии, в том числе не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов  
Организационная функция 1. Выход на управление образования с предложениями по формированию договоров с учреждениями, организациями, конкретными специалистами внутри системы образования и в других ведомствах  
  2. Координация системы ПМПК на региональном уровне (во взаимодействии с представителем управления образования региона, курирующим ПМПК): работа с ПМПК муниципального уровня 2. Координация системы ПМПК на муниципальном уровне (во взаимодействии с представителем управления образования муниципалитета, курирующим ПМПК): работа с ПМП-консилиумами образовательных учреждений
  3. Организация “Школы родителей”  
    4. Выявление детей, в частности детей-инвалидов, не охваченных системой образования, через взаимодействие с местными органами социальной защиты при посредстве местного управления образования
Методическая функция 1. Регулярное проведение методических совещаний по ревизии методического обеспечения и технологий работы ПМПК с детьми и родителями:  
  для специалистов муниципальных ПМПК для специалистов ПМП-консилиумов образовательных учреждений муниципалитета
  2. Обучение родителей (законных представителей) методическим приемам работы с их детьми, имеющими отклонения в развитии (возможно, в рамках “Школы родителей”)  
Консультативная функция 1. Консультирование детей и подростков, родителей (законных представителей) по всем вопросам, находящимся в компетенции ПМПК  
  2. Консультирование специалистов регионального управления образования, муниципальных ПМПК, специалистов других учреждений, организаций и ведомств, с которыми взаимодействует региональная ПМПК 2. Консультирование специалистов ПМП-консилиумов образовательных учреждений, муниципальных управлений образования
    3. Консультирование родителей (законных представителей) детей, не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов
Функция сопровождения 1. Контроль динамики развития и эффективности рекомендаций, данных ПМПК детям и подросткам, прошедшим обследование на ПМПК:  
  Посредством взаимодействия с муниципальными ПМПК и непосредственно с родителями (законными представителями) Посредством взаимодействия с ПМП-консилиумами образовательных учреждений и непосредственно с родителями (законными представителями)
  2. Курирование всех учреждений региона для детей-сирот, контроль динамики развития и соответствия диагностики условиям получения образования детьми-сиротами 2. Контроль динамики развития выявленных детей, не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов, проживающих на территории данного муниципалитета
Просветительская функция 1. Выход на население через средства массовой информации по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК 2. Просвещение родителей через “Школу родителей” при ПМПК 3. Просвещение специалистов других учреждений, организаций и ведомств, с которыми взаимодействует ПМПК  

Реализация функций ПМПК

Направления деятельности:

— прием населения (экспертно-диагностическая, консультативная, аналитическая функции);

— организационно-методическая деятельность на рабочем месте и в рамках всей системы ПМПК (организационная, методическая, информационная функции);

— просветительская деятельность (просветительская, организационная, информационная функции);

— контроль эффективности рекомендаций ПМПК, или обратная связь (организационная, экспертно-диагностическая, аналитическая функции, функция сопровождения).

Формы деятельности:

— диагностическое обследование (методы: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, изучение результатов деятельности);

— консультирование (психологическое, педагогическое, медицинское);

— кратковременное диагностическое обучение и/или диагностическое лечение;

— аналитико-статистическая обработка материалов (анализ, обобщение, описание, графическое представление);

— лекции, семинары, тренинги;

— подготовка публикаций (статьи, монографии, методические рекомендации);

— выступления на радио и телевидении, выход с информационными сообщениями в Интернет;

— организация «родительских школ», профессиональных клубов.

Следует учитывать, что, помимо перечисленных, существует огромное разнообразие форм деятельности, приемлемых для реализации целей и задач ПМПК. Их выбор зависит от профессиональной подготовки специалиста и осуществляется каждым специалистом с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Наши рекомендации