Целостный педагогический процесс. Его структура, закономерности, принципы. Компетентностный подход к его построению
Целостность - качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостный пед процесс предполагает такую организацию деятельности воспитанников, к-ая отвечала бы их интересам и потребностям и оказывала бы воздействие на все сферы личности - сознание, чувства и волю. Пед процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение развивающих и обр-ых задач. Пед процесс призван обеспечить выполнение соц заказа общества на образование. Пед процесс, как система имеет определенную структуру. Компонентами пед процесса являются: 1. Цель 2. Принципы 3. Содержание4. Методы 5. Средства 6. Формы Целостному пед процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Основной единицей пед процесса явл пед задача – это конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее существования. Закономерности пед процесса –1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми. 2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами: 1) генетический фактор – наследственность; 2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния. 3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от: 1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником; 2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика. 4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами: 1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися; 2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности. 5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества личностного восприятия учащегося; 2) логики усвоения воспринятого учащимся; 3) степени практического использования учебного материала 6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса. 7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от 1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества; 2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе; 3) уровня условий выражения педагогического процесса. Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы. Принципы пед процесса – это основные требования к организации пед деятельности, указывающие ее направление. Наряду с общепед-ми принципами (например, принципами связи обучения с жизнью и практикой, соединения обучения и воспитания с трудовой деятельностью, гуманистической направленности пед процесса и пр.) выделяют и другие группы принципов: 1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества. 2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны. 3. Принцип научности, 4. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями. 5. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. 6. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие. 7. Принцип наглядности. Основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному. 8. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов. 9. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. 10. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе. 11. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.12. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. 13. Доступность и посильность. 14. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся. 16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно. Компетентностный подход к его построению. Компетенция – это способность применять З и У, успешно действовать на основе практич опыта при решении задач. Компетентность – это совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деят-ти в заданной предметной области. Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 в всвязи с дисскусиями о проблемах и путях модернизации рос обр-ния. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов 1)опр-ия целей обр-ния 2)отбора содержания обр-ия 3)организация обр-го процесса 4)оценки обр-ых результатов. К числу таких принципов относятся след-щие положения: 1)(Цель) Смысл обр-ия заключается в развитии у обучаемых способности с/м-но решать проблемы в различных сферах и видах деят-ти на основе использования соц опыта, эл-том которого явл и собственный опыт уч-ся 2)(Содержание) Содержание обр-ния представл собой дидактич адаптированный соц опыт решения познават мировоззренч, нравтсвенных, политич и иных проблем 3)(Органипзация) Смысл организации обр процесса заключ в создании условий для формир-ния у обуч-мых опыта с/м-го решения познават, коммуникативных, организац-х, нравственных и иных проблем, составляющих сождержание обр-ния 4)(Оценка результатов) Оценка обр результатов основывается на анализе образованности достигнутой уч-ся на определённом этапе обучения. Компетентностный подход предполагает не усвоение уч-ком отдельных друг от друга З и У, а овладение ими в комплексе. Общеобразоват школа не в состоянии сформировать уровень компетентности уч-ков в достоточной для эффективного решения проблем во всех сферах деят-ти и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в к-ом появл-ся и новые сферы деят-ти, и новые ситуации. Цель школы – формирование ключевых компетентностей. Правительственная стратегия модернизации обр-ия предполагает, что в основу обновлённого содержания общего обр-ния бцдцт положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти: 1)информационная 2)соц-но-правовая 3)коммуникативная компетентность. Компетентности формируются в процессе обучения и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентстного подхода зависит от всей в целом обр-но культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник. Цели пед процесса формируются через категорию компетенции. Содержание должно быть представлено системой учебно-познавательных задач. Формы, методы и технологии должны быть деятельностного характера (высокая степень с/м-ти. Результат уч занятия должен опр-ся как сформированность каких-либо умений.