III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей
II. Содержание программы
2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание
№ | Наименование раздела, темы | Содержание |
Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. | Роль семьи в воспитании речи детей дошкольного возраста. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи. Составление программы индивидуально-ориентированного семейного воспитания ребенка, имеющего нарушение речи. Особенности организации речевой среды и общения родителей с ребенком, имеющим речевую патологию. Формы и приемы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей. | |
Семейное воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии | Характеристика детей раннего возраста с отклонениями в психомоторном развитии. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. Проведение психолого-педагогического и логопедического обследования ребенка с задержкой речевого развития в лабораторных и домашних условиях Требования к речи взрослых членов семьи в процессе общения с ребенком, имеющим задержку речевого развития. Помощь логопеда семье в организации специального речевого режима, алгоритма деятельности ребенка с задержкой речевого развития. | |
Воспитание ребенка с фонетико-фонематическим нарушением речи в семье. | Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ФФНР. Ознакомление родителей с результатами логопедического обследования и содержанием коррекционно-воспитательной работы с ребенком, имеющим фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее и специфическое в работе логопеда, воспитателя и семьи в преодолении данного речевого дефекта. Задачи семейного воспитания ребенка с ФФНР. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы с детьми в домашних условиях. Особенности перспективного плана работы логопеда с ребенком, имеющим ФФНР, и программы семейного воспитания. Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Повышение творческого потенциала родителей детей с ФФНР в закреплении полученных речевых навыков и умений ребенка. Использование компьютерных технологий для преодоления ФФНР в домашних условиях. | |
Особенности семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи. | Феномен ОНР. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного и школьного возраста с недоразвитием речи. Возможные стратегии семейного индивидуально-ориентированного воспитания детей с ОНР. Участие родителей в развитии речи и других высших психических функций у ребенка с ОНР. Развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы детей с ОНР. Применение развивающих компьютерных программ в процессе семейного воспитания ребенка с ОНР. | |
Воспитание ребенка дошкольного возраста с детским церебральным параличом в семье | Особенности развития ребенка с детским церебральным параличом. Роль семьи в коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП. Повышение психолого-педагогической компетентности родите лей, воспитывающих ребенка с данным нарушением. Ознакомление родителей с симптомокомплексом детского церебрального паралича. Физическое воспитание ребенка с ДЦП в семье. Развитие познавательной активности ребенка с ДЦП. Задачи и содержание коррекционно-воспитательной работы родителей с детьми, имеющими ДЦП в домашних условиях. Составление программ психомоторного и речевого развития детей с ДЦП с учетом структуры дефекта. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам (специальный массаж артикуляционного аппарата и др.) | |
Особенности семейного воспитания ребенка-дошкольника с ринолалией. | Коррекционно-воспитательный потенциал семьи ребенка с ринолалией. Психолого-педагогический тренинг родителей ребенка с данной речевой патологией. Задачи и содержание семейного воспитания ребенка дошкольного возраста с ринолалией в пооперационный и послеоперационный периоды. Обучение родителей целенаправленному наблюдению за ребенком в условиях семейного воспитания и некоторым коррекционно-воспитательным приемам (развитие дыхания, направленного ротового выдоха, фонации и т.д.). Профилактика вторичных речевых расстройств у детей с ринолалией в условиях семейного воспитания. Составление индивидуально-ориентированной программы специальной помощи семьи ребенку с данным видом речевой патологией. | |
Семейное воспитание детей с заиканием. | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей заикающихся детей. Совместная работа логопеда, психоневролога, психолога, педагога и семьи в реабилитации заикающихся детей с различными формами проявления данной речевой аномалии. Задачи и содержание воспитания заикающегося ребенка в семье. Речевой режим в семье. Личностное развитие ребенка с заиканием в условиях благоприятных психолого-педагогических воздействий семейного окружения. Формы и методы сотрудничества логопеда с семьей заикающегося ребенка (ведение дневников наблюдения, консультирование и т.д.). Особенности работы логопеда с родителями заикающегося ребенка: составление рекомендаций, создание программ взаимодействия, обучение родителей использованию специальных коррекционных приемов и др. | |
Особенности семейного воспитания детей с дисграфией и дислексией. | Роль семьи в предупреждении дисграфии и дислексии у ребенка. Работа логопеда с родителями при выявлении предрасположенности к дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с дисграфией и дислексией: ознакомление с основными механизмами и операциями письма и чтения, уровнями письменной речи, взаимосвязью нарушений письма и чтения с нарушениями вербальных и невербальных психических функций. Особенности участия родителей в коррекционной работе по устранению дисграфии и дислексии. Оказание родителями помощи ребенку в выполнении заданий логопеда в домашних условиях. |
2.2. Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание
№ | Наименование раздела, темы | Содержание |
Воспитание ребенка с фонетико-фонематическим нарушением речи в семье. | Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ФФНР. Ознакомление родителей с результатами логопедического обследования и содержанием коррекционно-воспитательной работы с ребенком, имеющим фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее и специфическое в работе логопеда, воспитателя и семьи в преодолении данного речевого дефекта. Задачи семейного воспитания ребенка с ФФНР. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы с детьми в домашних условиях. Особенности перспективного плана работы логопеда с ребенком, имеющим ФФНР, и программы семейного воспитания. Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Повышение творческого потенциала родителей детей с ФФНР в закреплении полученных речевых навыков и умений ребенка. Использование компьютерных технологий для преодоления ФФНР в домашних условиях. | |
Особенности семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи. | Феномен ОНР. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного и школьного возраста с недоразвитием речи. Возможные стратегии семейного индивидуально-ориентированного воспитания детей с ОНР. Участие родителей в развитии речи и других высших психических функций у ребенка с ОНР. Развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы детей с ОНР. Применение развивающих компьютерных программ в процессе семейного воспитания ребенка с ОНР. | |
Воспитание ребенка дошкольного возраста с детским церебральным параличом в семье | Особенности развития ребенка с детским церебральным параличом. Роль семьи в коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП. Повышение психолого-педагогической компетентности родите лей, воспитывающих ребенка с данным нарушением. Ознакомление родителей с симптомокомплексом детского церебрального паралича. Физическое воспитание ребенка с ДЦП в семье. Развитие познавательной активности ребенка с ДЦП. Задачи и содержание коррекционно-воспитательной работы родителей с детьми, имеющими ДЦП в домашних условиях. Составление программ психомоторного и речевого развития детей с ДЦП с учетом структуры дефекта. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам (специальный массаж артикуляционного аппарата и др.) | |
Особенности семейного воспитания ребенка-дошкольника с ринолалией. | Коррекционно-воспитательный потенциал семьи ребенка с ринолалией. Психолого-педагогический тренинг родителей ребенка с данной речевой патологией. Задачи и содержание семейного воспитания ребенка дошкольного возраста с ринолалией в пооперационный и послеоперационный периоды. Обучение родителей целенаправленному наблюдению за ребенком в условиях семейного воспитания и некоторым коррекционно-воспитательным приемам (развитие дыхания, направленного ротового выдоха, фонации и т.д.). Профилактика вторичных речевых расстройств у детей с ринолалией в условиях семейного воспитания. Составление индивидуально-ориентированной программы специальной помощи семьи ребенку с данным видом речевой патологией. | |
Семейное воспитание детей с заиканием. | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей заикающихся детей. Совместная работа логопеда, психоневролога, психолога, педагога и семьи в реабилитации заикающихся детей с различными формами проявления данной речевой аномалии. Задачи и содержание воспитания заикающегося ребенка в семье. Речевой режим в семье. Личностное развитие ребенка с заиканием в условиях благоприятных психолого-педагогических воздействий семейного окружения. Формы и методы сотрудничества логопеда с семьей заикающегося ребенка (ведение дневников наблюдения, консультирование и т.д.). Особенности работы логопеда с родителями заикающегося ребенка: составление рекомендаций, создание программ взаимодействия, обучение родителей использованию специальных коррекционных приемов и др. | |
Особенности семейного воспитания детей с дисграфией и дислексией. | Роль семьи в предупреждении дисграфии и дислексии у ребенка. Работа логопеда с родителями при выявлении предрасположенности к дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с дисграфией и дислексией: ознакомление с основными механизмами и операциями письма и чтения, уровнями письменной речи, взаимосвязью нарушений письма и чтения с нарушениями вербальных и невербальных психических функций. Особенности участия родителей в коррекционной работе по устранению дисграфии и дислексии. Оказание родителями помощи ребенку в выполнении заданий логопеда в домашних условиях. |
III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей
Вопросы к зачету
1.Семейное воспитание как педагогическая система.
2.Эволюция роли семьи в человеческой культуре.
3.Метод активного психолого-педагогического консультирования в процессе сотрудничества с родителями ребёнка, имеющего речевое нарушение.
4.Оптимальные условия для полноценного развития ребёнка с нарушениями речи.
5.Основное содержание и формы семейного воспитания ребёнка с речевым нарушением.
6.Коррекционные приёмы работы с детьми, имеющими ФФНР, обучение им родителей.
7.Применение компьютерных программ в процессе семейного воспитания ребёнка с ОНР.
8.Программы психомоторного и речевого развития детей с ДЦП.
9.Методы профилактики вторичных расстройств при ринолалии в условиях семейного воспитания.
10.Основные направления совместной работы специалистов и родителей в реабилитации заикающихся детей.
11.Особенности участия родителей в коррекционной работе по устранению дисграфии и дислексии.
12.Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста.
13.Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития.
14.Развитие начальных навыков общения у ребёнка с отставанием речевого развития.
15.Установление контакта с ребёнком, стимуляция звукоподражания, развитие пассивного речевого запаса, формирование восприятия звуков речи, развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа.
16.Развитие слухового контроля, работа над дыханием.
17.Примеры заданий для подготовки детей к письменной речи.
18.Ранняя педагогическая помощь детям с тяжёлыми нарушениями речи и их семьям.
19.Взаимодействие специалистов и родителей при воспитании детей младенческого и раннего возраста с проблемами в развитии речи в семье.
20.Советы родителям по воспитанию ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье.
21.Воспитание ребёнка с отставанием в развитии речи в семье.
22.Взаимодействие специалистов и родителей при воспитании детей младенческого и раннего возраста с проблемами общения в семье.
23..Система помощи семьям, воспитывающим ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи.
24.Воспитание ребёнка с отставанием речи в семье.
25.Роль речи в психическом развитии ребёнка.
26.Симптомы риска ранних речевых нарушений у детей.
Тематика рефератов
1. Семейное воспитание как педагогическая система.
2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей.
3. Культурно-исторический подход к исследованию семьи как системы межличностных отношений и места ребёнка внутри неё.
4. Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей.
5. Новые технологии воспитания и обучения детей с отклонениями развития.
6. Ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям.
7. Концепция семейного воспитания.
8. Методы изучения семьи.
9. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речи.
10. Активизация усилий семьи с целью повышения эффективности коррекционно-развивающих воздействий на ребенка с отклонениями в речевом развитии.
11. Проведение психолого-педагогического и логопедического обследования ребенка с задержкой речевого развития в лабораторных и домашних условиях.
12. Принципы, задачи, направления семейного индивидуально-ориентированного воспитания детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии.
13. Игры в логопедической работе с детьми дошкольниками, страдающими ФФН.
14. Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ФФН.
15. Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.
16. Логопедические технологии, применяемые в процессе коррекционного обучения дошкольников с ФФН.
17. Теоретические и научно-методические основы сотрудничества логопеда с семьёй, воспитывающей ребёнка с недоразвитием речи.
18. Особенности общения родителей с ребёнком, страдающим недоразвитием речи.
19. Новые технологии воспитания и обучения детей в семье.
20. Взаимодействие родителей и специалистов при семейном воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
21. Основные направления коррекционной работы с ребёнком с нарушением речи и его семьёй.
22. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе.
23. Ранняя стимуляция психического и речевого развития детей с ДЦП.
24. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе.
25. Ранняя логопедическая работа при ДЦП.
26. Развитие двигательных функций при ДЦП.
27. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности детей с ДЦП.
28. Развитие двигательных функций и воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
29. Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье.
30. Развитие речи детей с ДЦП.
31. Социальная адаптация лиц с ринолалией: проблемы и перспективы.
32. Ринолалия. Определение, этиопатогенез, классификация.
33. Классификация ринолалии с учетом различных критериев.
34. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии.
35. Основные направления логопедического воздействия при ринолалии.
36. Заикание. Определение, этиопатогенез, классификация, степень выраженности расстройства.
37. Особенности личности и поведения лиц с нарушениями темпа речи.
38. Клиническая и психолого-педагогическая классификация заикающихся с невротической и неврозоподобной формами речевой патологии.
39. Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера.
40. Коррекционная направленность семейного воспитания и обучения детей с заиканием.
41. Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с заиканием.
42. Дисграфия. Определение, этиопатогенез, классификация.
43. Дислексия. Определение, этиопатогенез, классификация.
44. Роль биологических и социальных факторов в возникновен6ии дислексии и дисграфии.
45. Вопросы первичности и вторичности дефекта (связь расстройств устной и письменной речи).
46. Речевая и неречевая симптоматика нарушений чтения.
47. Речевая и неречевая симптоматика нарушений письма.
48. Основные направления логопедической работы при дисграфии, дислексии.
49. Профилактика дисграфии и дислексии.
50. Роль семьи в предупреждении дисграфии и дислексии у ребёнка.