III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей

II. Содержание программы

2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.     Роль семьи в воспитании речи детей дошкольного возраста. Создание в семье оптимальных условий для полноценного раз­вития ребенка с нарушением речи. Составление программы индивидуально-ориентированного се­мейного воспитания ребенка, имеющего нарушение речи. Особенности организации речевой среды и общения родителей с ре­бенком, имеющим речевую патологию. Формы и приемы взаимодействия логопеда и родителей в ра­боте по преодолению речевых нарушений у детей.
Семейное воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии   Характеристика детей раннего возраста с отклонениями в пси­хомоторном развитии. Повышение психолого-педагогической компетентности роди­телей ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. Проведение психолого-педагогического и логопедического обследования ребенка с задержкой речевого развития в лаборатор­ных и домашних условиях Требования к речи взрослых членов семьи в процессе общения с ребенком, имеющим задержку рече­вого развития. Помощь логопеда семье в организации специального речевого режима, алгоритма деятельности ребенка с задержкой речевого развития.  
Воспитание ребенка с фонетико-фонематическим нарушением речи в семье.   Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ФФНР. Ознакомление родителей с результатами лого­педического обследования и содержанием коррекционно-воспитательной работы с ребенком, имеющим фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее и специфическое в работе логопеда, воспитателя и се­мьи в преодолении данного речевого дефекта. Задачи семейного воспитания ребенка с ФФНР. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы с детьми в домашних условиях. Особенности перспективного плана работы логопеда с ребен­ком, имеющим ФФНР, и программы семейного воспитания. Про­ведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях. По­вышение творческого потенциала родителей детей с ФФНР в зак­реплении полученных речевых навыков и умений ребенка. Ис­пользование компьютерных технологий для преодоления ФФНР в домашних условиях.  
Особенности семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи.   Феномен ОНР. Психолого-педагогическая характеристика де­тей дошкольного и школьного возраста с недоразвитием речи. Возможные стратегии семейного индивидуально-ориентированного воспитания детей с ОНР. Участие родителей в развитии речи и других высших психи­ческих функций у ребенка с ОНР. Разви­тие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы детей с ОНР. Применение развивающих компьютерных программ в процессе семейного воспитания ребенка с ОНР.  
Воспитание ребенка дошкольного возраста с детским церебральным параличом в семье   Особенности развития ребенка с детским церебральным пара­личом. Роль семьи в коррекционно-развивающей работе с деть­ми, страдающими ДЦП. Повышение психолого-педагогической компетентности родите лей, воспитывающих ребенка с данным нарушением. Ознакомление родителей с симптомокомплексом детского це­ребрального паралича. Физическое воспитание ребенка с ДЦП в семье. Развитие познавательной активности ребенка с ДЦП. За­дачи и содержание коррекционно-воспитательной работы родите­лей с детьми, имеющими ДЦП в домашних условиях. Составле­ние программ психомоторного и речевого развития детей с ДЦП с учетом структуры дефекта. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам (специальный массаж артикуляционного аппарата и др.)  
Особенности семейного воспитания ребенка-дошкольника с ринолалией.   Коррекционно-воспитательный потенциал семьи ребенка с ринолалией. Психолого-педагогический тренинг родителей ребен­ка с данной речевой патологией. Задачи и содержание семейного воспитания ребенка дошколь­ного возраста с ринолалией в пооперационный и послеоперацион­ный периоды. Обучение родителей целенаправленному наблюдению за ребенком в условиях семейного воспитания и некоторым коррекционно-воспитательным приемам (развитие дыхания, на­правленного ротового выдоха, фонации и т.д.). Профилактика вторичных речевых расстройств у детей с ри­нолалией в условиях семейного воспитания. Составление индиви­дуально-ориентированной программы специальной помощи семьи ребенку с данным видом речевой патологией.  
Семейное воспитание детей с заиканием. Повышение психолого-педагогической компетентности роди­телей заикающихся детей. Совместная работа логопеда, психоневролога, психолога, педагога и семьи в реабилитации заикающихся детей с различными формами проявления данной речевой анома­лии. Задачи и содержание воспитания заикающегося ребенка в се­мье. Речевой режим в семье. Личностное развитие ребенка с заи­канием в условиях благоприятных психолого-педагогических воз­действий семейного окружения. Формы и методы сотрудничества логопеда с семьей заикающегося ребенка (ведение дневников на­блюдения, консультирование и т.д.). Особенности работы логопе­да с родителями заикающегося ребенка: составление рекоменда­ций, создание программ взаимодействия, обучение родителей ис­пользованию специальных коррекционных приемов и др.  
Особенности семейного воспитания детей с дисграфией и дислексией. Роль семьи в предупреждении дисграфии и дислексии у ребен­ка. Работа логопеда с родителями при выявлении предрасположен­ности к дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста. Повышение психолого-педагогической компетентности роди­телей детей с дисграфией и дислексией: ознакомление с основны­ми механизмами и операциями письма и чтения, уровнями пись­менной речи, взаимосвязью нарушений письма и чтения с нару­шениями вербальных и невербальных психических функций. Особенности участия родителей в коррекционной работе по ус­транению дисграфии и дислексии. Оказание родителями помощи ребенку в выполнении заданий логопеда в домашних условиях.  

2.2. Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание



Наименование раздела, темы Содержание
Воспитание ребенка с фонетико-фонематическим нарушением речи в семье.   Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ФФНР. Ознакомление родителей с результатами лого­педического обследования и содержанием коррекционно-воспитательной работы с ребенком, имеющим фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее и специфическое в работе логопеда, воспитателя и се­мьи в преодолении данного речевого дефекта. Задачи семейного воспитания ребенка с ФФНР. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы с детьми в домашних условиях. Особенности перспективного плана работы логопеда с ребен­ком, имеющим ФФНР, и программы семейного воспитания. Про­ведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях. По­вышение творческого потенциала родителей детей с ФФНР в зак­реплении полученных речевых навыков и умений ребенка. Ис­пользование компьютерных технологий для преодоления ФФНР в домашних условиях.  
Особенности семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи.   Феномен ОНР. Психолого-педагогическая характеристика де­тей дошкольного и школьного возраста с недоразвитием речи. Возможные стратегии семейного индивидуально-ориентированного воспитания детей с ОНР. Участие родителей в развитии речи и других высших психи­ческих функций у ребенка с ОНР. Разви­тие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы детей с ОНР. Применение развивающих компьютерных программ в процессе семейного воспитания ребенка с ОНР.  
Воспитание ребенка дошкольного возраста с детским церебральным параличом в семье   Особенности развития ребенка с детским церебральным пара­личом. Роль семьи в коррекционно-развивающей работе с деть­ми, страдающими ДЦП. Повышение психолого-педагогической компетентности родите лей, воспитывающих ребенка с данным нарушением. Ознакомление родителей с симптомокомплексом детского це­ребрального паралича. Физическое воспитание ребенка с ДЦП в семье. Развитие познавательной активности ребенка с ДЦП. За­дачи и содержание коррекционно-воспитательной работы родите­лей с детьми, имеющими ДЦП в домашних условиях. Составле­ние программ психомоторного и речевого развития детей с ДЦП с учетом структуры дефекта. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам (специальный массаж артикуляционного аппарата и др.)  
Особенности семейного воспитания ребенка-дошкольника с ринолалией.   Коррекционно-воспитательный потенциал семьи ребенка с ринолалией. Психолого-педагогический тренинг родителей ребен­ка с данной речевой патологией. Задачи и содержание семейного воспитания ребенка дошколь­ного возраста с ринолалией в пооперационный и послеоперацион­ный периоды. Обучение родителей целенаправленному наблюдению за ребенком в условиях семейного воспитания и некоторым коррекционно-воспитательным приемам (развитие дыхания, на­правленного ротового выдоха, фонации и т.д.). Профилактика вторичных речевых расстройств у детей с ри­нолалией в условиях семейного воспитания. Составление индиви­дуально-ориентированной программы специальной помощи семьи ребенку с данным видом речевой патологией.  
Семейное воспитание детей с заиканием. Повышение психолого-педагогической компетентности роди­телей заикающихся детей. Совместная работа логопеда, психоневролога, психолога, педагога и семьи в реабилитации заикающихся детей с различными формами проявления данной речевой анома­лии. Задачи и содержание воспитания заикающегося ребенка в се­мье. Речевой режим в семье. Личностное развитие ребенка с заи­канием в условиях благоприятных психолого-педагогических воз­действий семейного окружения. Формы и методы сотрудничества логопеда с семьей заикающегося ребенка (ведение дневников на­блюдения, консультирование и т.д.). Особенности работы логопе­да с родителями заикающегося ребенка: составление рекоменда­ций, создание программ взаимодействия, обучение родителей ис­пользованию специальных коррекционных приемов и др.  
Особенности семейного воспитания детей с дисграфией и дислексией. Роль семьи в предупреждении дисграфии и дислексии у ребен­ка. Работа логопеда с родителями при выявлении предрасположен­ности к дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста. Повышение психолого-педагогической компетентности роди­телей детей с дисграфией и дислексией: ознакомление с основны­ми механизмами и операциями письма и чтения, уровнями пись­менной речи, взаимосвязью нарушений письма и чтения с нару­шениями вербальных и невербальных психических функций. Особенности участия родителей в коррекционной работе по ус­транению дисграфии и дислексии. Оказание родителями помощи ребенку в выполнении заданий логопеда в домашних условиях.  

III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей

Вопросы к зачету

1.Семейное воспитание как педагогическая система.

2.Эволюция роли семьи в человеческой культуре.

3.Метод активного психолого-педагогического консультирования в процессе сотрудничества с родителями ребёнка, имеющего речевое нарушение.

4.Оптимальные условия для полноценного развития ребёнка с нарушениями речи.

5.Основное содержание и формы семейного воспитания ребёнка с речевым нарушением.

6.Коррекционные приёмы работы с детьми, имеющими ФФНР, обучение им родителей.

7.Применение компьютерных программ в процессе семейного воспитания ребёнка с ОНР.

8.Программы психомоторного и речевого развития детей с ДЦП.

9.Методы профилактики вторичных расстройств при ринолалии в условиях семейного воспитания.

10.Основные направления совместной работы специалистов и родителей в реабилитации заикающихся детей.

11.Особенности участия родителей в коррекционной работе по устранению дисграфии и дислексии.

12.Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста.

13.Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития.

14.Развитие начальных навыков общения у ребёнка с отставанием речевого развития.

15.Установление контакта с ребёнком, стимуляция звукоподражания, развитие пассивного речевого запаса, формирование восприятия звуков речи, развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа.

16.Развитие слухового контроля, работа над дыханием.

17.Примеры заданий для подготовки детей к письменной речи.

18.Ранняя педагогическая помощь детям с тяжёлыми нарушениями речи и их семьям.

19.Взаимодействие специалистов и родителей при воспитании детей младенческого и раннего возраста с проблемами в развитии речи в семье.

20.Советы родителям по воспитанию ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье.

21.Воспитание ребёнка с отставанием в развитии речи в семье.

22.Взаимодействие специалистов и родителей при воспитании детей младенческого и раннего возраста с проблемами общения в семье.

23..Система помощи семьям, воспитывающим ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи.

24.Воспитание ребёнка с отставанием речи в семье.

25.Роль речи в психическом развитии ребёнка.

26.Симптомы риска ранних речевых нарушений у детей.

Тематика рефератов

1. Семейное воспитание как педагогическая система.

2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей.

3. Культурно-исторический подход к исследованию семьи как системы межличностных отношений и места ребёнка внутри неё.

4. Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей.

5. Новые технологии воспитания и обучения детей с отклонениями развития.

6. Ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям.

7. Концепция семейного воспитания.

8. Методы изучения семьи.

9. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речи.

10. Активизация усилий семьи с целью повышения эффективности коррекционно-развивающих воздействий на ребенка с отклонениями в речевом развитии.

11. Проведение психолого-педагогического и логопедического обследования ребенка с задержкой речевого развития в лаборатор­ных и домашних условиях.

12. Принципы, задачи, направления семейного индивидуально-ориентированного воспитания детей ран­него возраста с отклонениями в речевом развитии.

13. Игры в логопедической работе с детьми дошкольниками, страдающими ФФН.

14. Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ФФН.

15. Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.

16. Логопедические технологии, применяемые в про­цессе коррекционного обучения дошкольников с ФФН.

17. Теоретические и научно-методические основы сотрудничества логопеда с семьёй, воспитывающей ребёнка с недоразвитием речи.

18. Особенности общения родителей с ребёнком, страдающим недоразвитием речи.

19. Новые технологии воспитания и обучения детей в семье.

20. Взаимодействие родителей и специалистов при семейном воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

21. Основные направления коррекционной работы с ребёнком с нарушением речи и его семьёй.

22. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе.

23. Ранняя стимуляция психического и речевого развития детей с ДЦП.

24. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе.

25. Ранняя логопедическая работа при ДЦП.

26. Развитие двигательных функций при ДЦП.

27. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности детей с ДЦП.

28. Развитие двигательных функций и воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

29. Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье.

30. Развитие речи детей с ДЦП.

31. Социальная адаптация лиц с ринолалией: проблемы и перспективы.

32. Ринолалия. Определение, этиопатогенез, классификация.

33. Классификация ринолалии с учетом различных критериев.

34. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии.

35. Основные направления логопедического воздействия при ринолалии.

36. Заикание. Определение, этиопатогенез, классификация, степень выраженности расстройства.

37. Особенности личности и поведения лиц с нарушениями темпа речи.

38. Клиническая и психолого-педагогическая классификация заикающихся с невротической и неврозоподобной формами речевой патологии.

39. Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера.

40. Коррекционная направленность семейного воспитания и обучения детей с заиканием.

41. Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с заиканием.

42. Дисграфия. Определение, этиопатогенез, классификация.

43. Дислексия. Определение, этиопатогенез, классификация.

44. Роль биологических и социальных факторов в возникновен6ии дислексии и дисграфии.

45. Вопросы первичности и вторичности дефекта (связь расстройств устной и письменной речи).

46. Речевая и неречевая симптоматика нарушений чтения.

47. Речевая и неречевая симптоматика нарушений письма.

48. Основные направления логопедической работы при дисграфии, дислексии.

49. Профилактика дисграфии и дислексии.

50. Роль семьи в предупреждении дисграфии и дислексии у ребёнка.

Наши рекомендации