Нестандартные типы школ XX—XXI вв
Общим для них является стремление максимально содействовать развитию личности ребенка, ее задатков и способностей, объединить усилия учителей, родителей и общества в деле воспитания подрастающего поколения.
* «Свободные школьные общины»;
* Школа «свободного воспитания» (Лейпциг);
* «Школа для жизни, через жизнь» (О. Декроли, Бельгия);
* «Школа делания» (Д. Дьюи, США). Из данного направления выросли:
* «Лабораторная школа» (Д. Дьюи);
* «Игровая школа» (К. Пратт);
* «Детская школа» (М. Наумберг);
* «Органическая школа» (М. Джонсон).
* Школы, работающие по «дальтон-плану» (впервые появились в Англии, затем в США);
* Валъдорфская школа (Р. Штайнер, Германия);
* «Открытые школы» (появились в Великобритании в начале 1970-х годов, К. Роджерс, А. Маслоу);
* Международная школа-интернат Саммерхилля «Летний холм» (Англия, А. Нилл).
* Лесная школа (Англия) и др.
* Идеи «открытого обучения» были реализованы в ряде экспериментов: «Город как школа» (Берлин), «Город как школа» (Санкт-Петербург, 1990-е годы), «снежные» и «морские» классы во Франции, «школа без стен» (Великобритания, США).
* В «круглогодичной школе» (США) ученики уходят на каникулы (на 2 недели) через каждые 45 дней. В результате школа работает все 12 месяцев в году, а ученики проводят за партой столько же дней, сколько и в обычной школе.
* «Неградуированные школы» (США) — учебные заведения, в которых упразднено деление на классы. Обучение по каждому циклу предоставляет возможность осваивать программу в индивидуальном ритме.[1]
Характерной чертой педагогических теорий и практики на Западе является сочетание авторитарной педагогики, поддерживаемой консервативными кругами, с преобладающей инновационной педагогикой — «педагогикой ребенка», объединяющей различные прогрессивные течения, выступающие за демократизацию и гуманизацию системы воспитания.[1]
Детство- это этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.[2]
Детство– фундамент жизни. Должно учить детей простому и хорошему поведению. (Филипп Наварский). [2]
Труд – важное средство воспитания. (Филипп Наварский). [2]
Задача воспитания – привить навыки будущей деятельности. (Филипп Наварский). (священника или воина)
Цель образования – физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа». (воспитание в новом времени в XVII в).[2]
Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет, Китай, Индия и др.). Здесь получили развитие три основных типа школы: жреческие школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов; дворцовые школы, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати — элиты .общества; школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений и в уходе за ними. [4]
В таких школах, например в Египте, обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет. Содержание образования составляли письмо, чтение и счет. Обучение письму строилось на сложной системе иероглифов (их было около 700). Поучения, которые встречаются в древнеегипетских папирусах, свидетельствуют, что овладение грамотой было трудным и долгим процессом («Пиши и целый день пальцами своими и читай ночью» — таково опйо~ из ~пдутаЗД344^овУчёпие грамоте состояли "устного чтения текста (обычно ■читали хором нараспев) и письменных упражнений. Когда ученик овладевал письмом, он получал «тетрадь» — длищшй,--узки.й-^16 - см)- свиток папируса. Судя по датам в «тетрадях», норма церщтиски в день составляла 3 страницы. Ученики писали тонкой тростниковой палочкой,'~исп6льзуя'~черную краску. Новые абзацы начинали красной краской — отсюда происходит так называемая «квасная строка». Письменные упражнения имели определенную нравоучительную направленность, например:
«Не сиди, если стоит тот, кто старше тебя или выше тебя по чину». Текстами для переписки являлись религиозные поучения, сказки, гимны и т. и. В текстах восхвалялись положение писца и преимущества его работы по сравнению с ремесленником
и земледельцем. Сохранившиеся математические папирусы (один из них имеется
в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве) свидетельствуют, что занятия счетом имели отчетливо выраженный практический характер: вычислялись объемы закрома и амбара, площадь участка поля, определялось необходимое количество рабочей силы для выполнения различных работ и рассчитывались запасы продовольствия для обеспечения рабочих питанием. Дошедшие
до нас математические папирусы дают представление об уровне и 20объеме соответствующих знаний учащихся.[4]
Они знали 2 арифметических действия (умножение и деление производили путем последовательного сложения и вычитания), вычисляли площадь и объем различных геометрических фигур, умели вычислять площадь круга. Дроби употребляли только с единицей в числителе (кроме 3/4 и 2/3), решали уравнения с одним неизвестным. В «тетрадях» записывали ход решения задачи и ответ, после которого часто встречается фраза «Ты нашел хорошо».[4]
Кроме наук, в египетской школе уделялось внимание гимнастике, плаванию и воспитанию хороших манер, говоря современным языком, навыкам культуры поведения.
Но в школе царила суровая палочная дисциплина. Это подтверждают дошедшие до нас древние папирусы и содержащиеся в них школьные поговорки (например, такая: «У ш и мальчика на его спине»). Обучение в школе писцов было столь же долгим, сколь и дорогим. О ио не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Только знатные чиновники и богатые рабовладельцы могли обучать своих сыновей в таких школах. Как уже говорилось, в школе писцов обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет; начиная с 12 лет ученики уже работали в канцеляриях, выполняли простеЙ1йие"~й’Г обязанностей' ТТйсцой. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера, обед приносили из дому, обычно он состоял из 3 хлебцев и 2 кружек пива. [4]
В жреческих школах содержание образования было более широким и многопредметным. Так, в школах для жрецов и судей и Вавилонском государстве, кроме обычных основ общей грамотности (письмо на клинописной основе, счет, чтение), преподавались право, астрономия, астрология, медицина, давалось религиозное образование. Кроме названных выше школ, дети египетской знати обучались в военных школах, которые готовили начальников войск. Самой привилегированной школой, куда даже дети из богатых и знатных семей могли попасть только по протекции, была школа колесничих. Об элитарном характере всех указанных школ можно судить но следующей записи на папирусе, сделанной одним из придворных: «...по приказу фараона учредил я школы со всеми их учениками из сыновей людей (т. е. знатных. — Авт .), но не из сыновей бедняков». Среди стран древневосточной цивилизации известным своеобразием в развитии систем образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным религии Востока менталитетом. Однако специфические особенности образования— в этих странах выделяются не более отчетливо, чем свойственные им общие Черты.
Прежде всего характерно, что первые школы и различные формы образования возникли почти одновременно и в Индии, и в Китае в долинах больших рек, где благодаря плодородной почве широко развивались земледелие и в целом хозяйственная жизнь, производственная деятельность народов этих стран.[4]
Археологические, данные свидетельствуют, что уже в третьем тыс. дон э. В Инда возникли рабовладельческие государства с достаточно высокой для той ^то^ й к у л ьгурой. Пришедшие им па смену (в сер: 2 – го тыс.— сер 1-го тыс. до н. э.) новые рабовладельческие — общества обработались также в долииах рек Ганга и Джамны. Примерно в это же время появились первые рабовладельческие государства в Китае по берегам реки Хуанхе. Дошдшие до мае памятники письменности — и панцирях черепах свидетельствуют о развитии грамотности и культуры ~в китайских государствах той, эпохи. Вывод о том, что письменность, а следовательно, и писцы, обучение грамоте в Китае появились во -2-м тыс. л о н. э. основывается на археологических свидетельствах о том, что примерло в этот исторический период появляются летописи на. бамбукодых-И— деревянных планках; на шелку начали прсат> и до и. э., а бумага появилась в 105 д н э. Как в Индии, так и в Китае развитие образования в рассматриваемую эпоху было тесно связано с религиозно-философскими учениями, и по источникам, их отражающим, можно воссоздать общую картину исторического процесса в сфере образования и культуры. [4]
Так, основные данные об этом процессе в Индии содержатся Ведах — древнейших памятниках индийской религиозной литературы, в Упанишадах (религиозно философских произведениях). В частности, по этим источникам есть возможность судить о характере образования в школах для д в у х высших сословий. В этих школах одновременно жили до их окончания и обучались ученики в возрасте от 6— 12 лет до 22—24 лет. Большая часть учебного времени посвящалась "заучиванию "с большой точностью, не допускающей изменения ни одного слова, стихов, гимнов и других религиозных текстов. Уделялось внимание изучению философии и обучению красноречию, чтобы выпускники школы могли участвовать в диспутах на религиозно-философские темы. После окончания школы брахманы становились жрецами, а кшатрии получали специальную военную подготовку, поскольку представители этого сословия военные должности. Книги Вед характеризуют основной круг предметов, которые изучались в этих школах: грамматикам литература, математика, история, медицина, этика, тайцы,, и музыка» Набор предметов свидетельствует, что в школах общее образование сочеталось в известной мере со специальным (медицина), а тот факт, что кроме жрецов и военачальников школа готовила также сборщиков налогов и дани, казначеев и других чиновников, позволяет сделать вывод, что в преподавании некоторых предметов (грамматика, математика) обеспечивалась определенная практическая направленность, ориентированность па предстоящее ученикам после школы выполнение тех или иных чиновничьих обязанностей.[4]
Ведущим типом школы в Китае в 3-м и 2-м тыс. до п. э. являлись общинные школы. В них юноши бесплатно обучались стрельбе из лука, пениениям и обрядам. Несколько позже (в сер.- 1-го тыс до и. э.) состав учебных предметов пополнился еще тремя: управление конем, письмо и_счет./ Но поскольку писец в китайском обществе, не занимал сколько нибудь значимого положения по сравнЬнию, например, с военачальником, то последним двум предметам не уделялось должного внимания. Важным фактором, способствовавшим совершенствованию обучения грамоте и образования в целом явилась. до н. всех иероглифов (до этого в различных те же знаки писали по-разному). Правда, и после реформы количество знаков достигало нескольких тысяч. Школьное обучение начиналось с 6—7 лет.""сыновья знатных родителей получали дома воспитание. Система образования слагалась из трех ступеней. Первая посвящалась заучиванию учениками с_ голоса фраз, текстов, приобретению умения писать и понимать значении.На второй ступени к указанному добавлялось обучение стилистике и правилам стихосложепия.Третья ступень предназначалась для тех, кто стремился стать ученым или чиновником — они должны были в течение ряда лет сдавать несколько экзаменов. Однако система общего образования предназначалась для аристократии д е т е й чиновников. Простолюдины получали небольшой круг необходимых практических знаний. Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искусству и философии. [4]
В основе всей системы образования в Древнем Китае лежало этикополитическое учение, основоположником которого был Конфуций— (551—479 гг. до п. э.). По его имени оно получило название конфуцианства. Под влиянием этого учения, ставшего официальной государственной идеологией, образование приобрело 1-и-2 тысячи лет вперед в основном гуманитарный характер. Это негативно, сказалось на развитии науки и культуры, система образования фактически игнорировала происходивший со времен династии Хань (206 г. до п. э .~ 220 г. п. э.) рост таких паук, как математика, астрономия, медицина, гидротехника, прогресс в области строительного дела. Положительными чертами конфуцианства на> ранней стадии его развития были призыв к нравственному совершенствованию критика жестокого отношения правителей к народу. провозглашение принципов жизнь Туманность, человечность) и ли (нормы, правила поведения, определяющие отношения между.-людьми__в обществе и семье,
основанные на гуманности). Со II в. до п. э. при династии Хань реформированное конфуцианство превращается в официально господствующую идеологию, в основе которой теперь — учение о небе как о божестве и верховном судье, определяющем и контролирующем поступки людей, о «воле неба» (тянь мин), от которой будто бы зависело восхождение государей на престол и их свержение.[4]
Педагогические взгляды Конфуция и его учеников подробно изложены в «Луны ои» и «Лицзи». Основная цель образования, согласно учению Конфуция, — вооритать «благородного мужа», «с о вершенного человека», людей, непосредственно передавал своим ученикам в созданной им школе, в которой тысячи человек, однако только 70 овладели- целостной системой взглядов, составлявших их содержание. Наряду со ш к о Ш Конфуция существовали другие подобные учебные заведения, которые создавались при философах. В этих школах юноши готовились к активной деятельности— в области политики и дипломатии. С этой целью они изучали философию, красноречие, обучались ораторскому искусству, умению вести п олемику, участвовать в диспутах. В дальнейшем ревностные последователи и поклонники Конфуция знадахедьно исказили смысл и гуманистическую направленность его"учения, выхолостили его прогрессивное содержание: установку,„да—развитие самостоятельного мышления учащихся, внимание к формированию их способностей и склонностей, личности ориентированный подход к каждому ученику.Речь и общение между учащимися, обучение логике, умению самостоятельно рассуждать уступило место зубрёжке и схоластике, школа стала готовить догматиков и начетчиков, а не творчески мыслящих философов. Все это прикрывалось именем Конфуция, которому в Китае сотворили культ, объявив его национальным гением, величайшим из мудрецов. Его объявили главным покровителем школ и ученых, «учителем 10 тысяч поколений». Каждый ученик, переступившим Тюрог школы, кланялся его потреоту в день его рождения школьники освобождались от занятий. Так называемое реформированное конфуцианство нанесло серьезный ущерб китайской системе образования — схоластика и догматизм вытеснили естественнонаучные, и прикладные дисциплины, возвели барьер между школой и жизнью ,. теорией и практикой, отгородили обучение от полезных знаний и трудовых умений, жизненно важных навыков. ^ Многократные попытки реформировать систему образования, построенную на идеях и принципах позднего конфуцианства, оказались безрезультатными. Только в 1902 г была отменена старая система образования л -присушим ей сх0ластик0-д05сгринерским стилем «багу вэнь». По рекомендации вид1оеудар Ствённого деятеля Чжан Бо-Си (1847— 1907 гг.) была введена новая структура образования учреждений, известная которая состояла из следующих звеньев: детский*—сад (4 года) — первая ступень начальной школы; вторая ступень начальной школы (3 года) и средняя школа (4 года). Но через год, в 1903 г., в эту структуру были внесены изменения, в результате которых сложилась новая система «Гуймао»: 9-летняя начальная школа (5 + 4 ) и средняя школа с 5-летпим сроком обучения. Основные принципы этой системы образования — почитание императора и соблюдение конфуцианских заповедей.[4]
Цивилизация, созданная рабовладельческими государствами Древнего Востока, явилась одним из важных источников дальнейшего развития мировой духовной культуры, в частности образования*. Ее традиции и прогрессивные тенденции были восприняты и углублены прежде всего в античном мире, где сложились три во многом схожие
и вместе с тем своеобразные системы образования и воспитания; спартанская, афинская и римская.[4]