Основные категории дидактики
Дидактика - раздел педагогики по вопросам обучения и образования.
Категории дидактики:
-- Цели обучения и образования
Цели далёкие и близкие, общие и ситуативные. В сознании педагога и в сознании ученика. Важно осознавать и координировать цели обучения и образования на всех уровнях.
-- Содержание обучения и образования
Содержание обучения зависит от содержания изучаемого предмета.
Содержание образования - соотношение знаний, умений и навыков по общим и специальным дисциплинам. Например, в системе консерваторского образования существует несколько групп дисциплин, которые могут быть представлены в виде системы концентрических окружностей:
1-й круг - специальные предметы (специальность и те предметы, которые выносятся на государственный экзамен, которые дают квалификацию в дипломе)
2-й круг - предметы, которые изучают только студенты-музыканты (сольфеджио, гармония и т.п.)
3-й круг - общеэстетические и общепрофессиональные предметы - их изучают все студенты-гуманитарии
4-й круг - общеобразовательные предметы (так называемый федеральный государственный стандарт). Их изучают все студенты без исключения (история, иностранный язык, экономика и т.п.)
В идеале, акцент должен быть на первом круге предметов. Предметы четвёртого круга должны изучаться обзорно.
-- Принципы обучения и образования
Исходные требования, позволяющие эффективно организовать процесс учебной деятельности
-- Методы обучения
Способы совместной деятельности педагога и ученика, направленные на освоение предмета
-- Процесс обучения
Основан на взаимодействии 3-х концепций обучения: концепции преподавания ("Педагогика памяти"), концепции стимуляции ("Педагогика мышления") и концепции консультации - научного руководства ("Педагогика творчества")
-- Формы организации процесса обучения и образования
а) Формы овладения учебным материалом (урок, мастер-класс, семинар и т.п.);
б) Формы проверки учебного материала (зачёт, экзамен, контрольная работа и т.п.)
в) Формы получения общего и профессионального образования: начальное общее/ начальное профессиональное; среднее общее/ среднее профессиональное; высшее профессиональное; послевузовское; дополнительное
Обучение и образование - черты сходства и отличия понятий
Обучение -овладение знаниями, умениями, навыками в какой-либо сфере деятельности.
Образование - система дисциплин, которую должны освоить учащиеся.
Возникает вопрос - должен ли человек быть широко образованным или хорошо обученным? Что важнее для деятельности? Существуют диаметрально противоположные ответы на эти вопросы.
Принципы обучения и образования
Принципы обучения
1. Принцип наглядности -
любое теоретическое знание должно быть проиллюстрировано (устные примеры, наглядный показ).
Содержание наглядности зависит от содержания предмета: это может быть рисунок, схема, предмет (например, скелет лягушки на уроке биологии), звучащее произведение на истории музыки, вкус на занятиях по кулинарии, запах на уроках парфюмерии.
Правила предъявления наглядности:
а) соблюдать равновесие между теоретическими рассуждениями и примерами
б) пример должен подтверждать и разъяснять теоретическое утверждение
Принцип доступности -
новый материал должен быть в зоне реальных учебных возможностей ученика: чуть сложнее, чем в предыдущий раз.
Известно, что для продуктивного освоения нового материала, в нём должно быть от 20 до 40 процентов новизны или усложнения. Например, учебный текст на иностранном языке должен содержать от 20 до 40% новых слов. В этом случае ученик справится с текстом и продвинется в освоении языка. Если количество новых слов будет менее 20% - ученик справится с текстом, но останется примерно на прежнем уровне. Если же новых слов будет более 40%, (например, 70%) - текст будет недоступен ученику.
Зона от 20 до 40% психологом и педагогом Л. Выготским была названа "зоной ближайшего развития".
Реализация принципа доступности затруднена в групповой работе, особенно если ученики сильно отличаются по актуальному уровню развития.
Принцип индивидуального подхода -
учёт особенностей ученика или группы. Приспособление содержания, форм и методов обучения к индивидуальным особенностям ученика или группы.