Аттестация педагогических работников
Аттестация педагогических работников школ России введена в 1972 г. За время, прошедшее после первой аттестации, документы об аттестации неоднократно обновлялись, дополнялись с учетом изменений, происходящих в системе образования. Действующее в настоящее время "Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации" утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256.
Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы; обеспечение социальной защиты1. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. В основу проведения аттестации положены принципы добровольности, открытости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, объективную оценку труда. Соблюдение этих принципов проявляется в процессе формирования аттестационных комиссий.
В соответствии с действующим положением создается три вида комиссий. Главная аттестационная комиссия создается органом управлением на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования. Районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия создается соответствующим органом управления образованием. Аттестационная комиссия образовательного учреждения создается его педагогическим советом.
Каждая комиссия рассматривает круг вопросов своей компетенции. Основное решение, принимаемое аттестационной комис-
сией, — это присвоение квалификационной категории. Действующим положением установлено три квалификационные категории — высшая категория, которую может присвоить главная аттестационная комиссия; первая категория — районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия; вторую категорию присваивает аттестационная комиссия школы.
Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности; экспертной оценке практической деятельности.
По первому показателю учитель имеет право представить творческий отчет, научно-методическую или опытно-экспериментальную работу. По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. В некоторых школах, районных, областных комиссиях для этих целей используются компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией.
Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.
Имеются некоторые особенности организационного характера при проведении аттестации в малокомплектных сельских школах. При аттестации учителей таких школ комиссии могут создаваться при районном отделе образования или на базе большой средней школы, являющейся, как правило, кустовым методическим объединением.
Опыт проведения аттестации показывает, что успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы. Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и тактики научно-методической работы в школе.
1 См.: Типовое положение об аттестации педагогических работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации // Вестник образования. — 1994. — № 1. — С. 35.
510 Раздел V. Основы управления педагогическими системами
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что означает термин "инновационные процессы" в образовании?
2. Что предполагает формирование инновационной среды в педагогическом коллективе?
3. Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс.
4. В чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя?
5. Посетите то или иное организационно-методическое мероприятие в школе. Проанализируйте его.
6. Какова основная цель аттестации педагогических работников? Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. — М., 1991.
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактичес.сий аспект. — М., 1982.
Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой*- М., 1991.
Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.
Карташов Л.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. — М., 1984.
Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. — М., 1992.
Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Слово к будущему педагогу................................................................................. 3
Раздел I. Введение в педагогическую профессию............................ '. . . 5
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии . . .
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога 24
Глава 3. Профессиональная компетентность педагога............................ 40
Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности
педагога................................................................................................................. 56
Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики .... 72
Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке............................................ —
Глава 6. Методология и методы педагогических исследований 93
Глава 7. Аксиологические основы педагогики............................................. П1
Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности......................... 123
Глава 9. Содержание образования как средство развития лично
сти и формирования ее базовой культуры.................................................. ...... 139
Раздел III. Теория целостного педагогического процесса....................... I55
Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление. —
Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогическо
го процесса............................................................................................................. ... 171
Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе ............... 186
Глава 13. Учебно-воспитательный коллектив как форма функ
ционирования целостного педагогического процесса............................. 211
Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе 226
Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном
педагогическом процессе................................................................................... ... 240
Глава 16. Формы организации педагогического процесса...................... 274
Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического
процесса................................................................................................................. ... 296
Раздел IV. Основы технологии целостного педагогического процесса 329
Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя -~
Глава 19. Технология конструирования педагогического процесса 347
Глава 20. Технология осуществления педагогического процесса 371
Глава 21. Технология педагогического общения и установления
педагогически целесообразных взаимоотношений...................................... . 393
Раздел V. Основы управления педагогическими системами........................ 420
Глава 22. Сущность и основные принципы управления
педагогическими системами................................................................................... —
Глава 23. Основные функции управления школой........................................... 439
Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении
педагогическим процессом................................................................................... 467
Глава 25. Инновационные процессы в образовании.
Повышение квалификации учителей.................................................................. 492
Учебное издание
Виталий Александрович Сластенин,
Илья Федорович Исаев,
Александр Иванович Мищенко,
Евгений Николаевич Шиянов
ПЕДАГОГИКА