Современное состояние методики подготовки спортсменов легкоатлетов с нарушением слуха
Анализ многочисленных научных исследований показал, что нарушение функций слухового анализатора у спортсменов, как правило, оказывает негативное воздействие на весь процесс развития человека (Т. В. Розанова,1978; А. Байкина (1991)) и другие в своих исследованиях установили, что при полном или частичном нарушении функций слуха у спортсменов намечается отставание в их физическом развитии, но сравнению с показателями физического развития здоровых спортсменов. Этот факт авторы объясняют не только нарушением слуха человека, но и социальной обстановкой, в которой он находится в связи с ограниченностью контактов со сверстниками, отсутствием участия в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими. (Н.Т.Лебедева, 1996).
Недостатки в физической подготовленности глухих спортсменов многие исследователи объясняют не только патологией органа слуха, но и функциональной запущенностью двигательного анализатора и несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям. (В. К. Звездин, 2000).
Преодолеть негативные последствия воздействия сенсорного дефекта на социальное и физическое развитие глухих, на их физическую подготовленность, помогают специально организованные занятия физической культурой. Однако многие авторы, занимающиеся данной проблемой считают, что спортивные программы и методика физического воспитания спортсменов с нарушенным слухом ориентированы более всего не на устранение имеющихся физических недостатков, а на общее физическое развитие. В тоже время установлено, что функциональная недостаточность двигательного аппарата глухих спортсменов отражается не только на общем физическом развитии, но и на функциях сердечно-сосудистой, дыхательной и других физиологических систем организма человека, его физических способностях (И. Ю. Горская,Т. В. Синельникова, 2001).
Совершенствование системы адаптивного физического воспитания для глухих спортсменов становится еще более актуальной проблемой в связи с тем, что слуховые нарушения отрицательным образом сказываются на физическом развитии индивида и его физической подготовленности, что в дальнейшем, в свою очередь, негативно отражается на готовности к жизни и к труду (Р. М. Боскис, 2004).
В предложенной программе по физическому воспитанию в спортивной школе является физическое совершенствование личности, достижения спортивного результата. В то же время в спортивной школе основной целью адаптивного физического воспитания помимо физического совершенствования личности, является еще и коррекция, и компенсация вторичных отклонений в физическом развитии и физической подготовленности спортсменов с помощью физических упражнений.
Анализируя существующие методики по адаптивному физическому воспитанию, можно выявить отсутствие преемственности между их содержанием в различных формах занятий, отсутствие достаточного внимания дифференцированному и индивидуальному подходам при организации и проведении различных форм занятий со спортсменами с нарушениями слуха, подбору средств адаптивного физического воспитания.
Занятия по адаптивному физическому воспитанию для глухих спортсменов не всегда обеспечивают нужное физическое развитие и физическую подготовленность спортсменов.
Отсюда возникает противоречие между существующей общественной необходимостью улучшения показателей физического развития, повышения уровня физической подготовленности данных спортсменов, укрепления их здоровья, а значит и социализации в здоровое общество сверстников, и отсутствием научно обоснованных путей непрерывных коррекционных педагогических воздействий в процессе адаптивного физического воспитания спортсменов с нарушениями слуха для устранения отмеченных негативных отклонений в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья.
В связи с этим особое значение приобретают исследования, направленные на поиск эффективных форм и средств адаптивного физического воспитания глухих, уточнения их взаимодействия и определения нового содержания.
Поэтому, важно правильно выбирать физкультурно-оздоровительные и коррекционно-развивающие средства, позволяющие успешно использовать механизмы компенсации в процессе физического воспитания, с целью коррекции отклонений в физическом развитии и физической подготовленности глухих спортсменов, а, следовательно, обеспечение полноценного социального развития человека, имеющего нарушения слуха. (В. М. Астафьева, 2000; И. А. Коробецкий, 2000; Л. И. Аксёнова, Б. А. Архипов,Л. И. Белякова и др., 2001; Л. П. Григорьева, 2002).
Становится очевидной необходимость осуществления специальных исследований с целью повышения эффективности последовательных педагогических воздействий в процессе адаптивного физического воспитания спортсменов с отклонением слуха как условия улучшения показателей их физического развития, повышения уровня физической подготовленности, и, как следствие, укрепления здоровья.