Глава 7. Коррекция нарушений у детей раннего возраста с аутизмом
Своевременное обнаружение признаков эмоционального неблагополучия малыша и налаживание ранних форм его взаимодействия с близким человеком, а через него – с окружающим миром, дает наибольшие возможности в дальнейшей адаптации ребенка и профилактике возникновения тяжелых расстройств аффективного развития.
Трудности эмоционального развития детей в раннем возрасте проявляются в широком спектре особенностей реагирования маленького ребенка, осложняющих его взаимодействие с окружающим миром: повышенную возбудимость, сензитивность, пресыщаемость в контактах со средой, малую активность и легкую тормозимость во взаимодействии с ней, трудности адаптации в непривычных условиях, сложности развития отношений с близкими людьми и взаимодействия с посторонними, возникновение ранних поведенческих проблем (страхов, агрессии, влечений и др.). Эти особенности могут быть следствием других нарушений психического развития, а могут и лежать в их основе, как это бывает при искаженных вариантах дизонтогенеза, прежде всего, наиболее ярком и сложном его примере – раннем детском аутизме.
Синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно к 2,5 - 3 годам. В этом возрасте психическое развитие аутичного ребенка имеет уже выраженные черты искаженности (В.В.Лебединский 1985), нарушения носят вcепроникающий характер и проявляются в особенностях моторного, речевого, интеллектуального развития. В настоящее время становится все более понятно, что искажение психического развития связано с нарушением возможности ребенка вступать в активное взаимодействие с окружающим. Такое нарушение может быть следствием трудностей становления аффективных механизмов, формирующих и поведение и само мироощущение ребенка. Они развиваются скорее в целях защиты и ограждения ребенка от контактов с миром.
Традиционно наиболее явные черты уже сложившегося синдрома детского аутизма определяются следующим образом:
- нарушение способности к установлению эмоционального контакта;
- стереотипность в поведении. Она проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий - моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках;
- специфические нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица), суть которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации;
- всеми современными исследователями подчеркивается, что детский аутизм - это вызванное особыми биологическими причинами нарушение психического развитие, которое проявляется уже в младенчестве и раннем возрасте.
ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
Проблемы, которые с очевидностью встают перед родителями аутичных детей в период явной выраженности синдрома (после двух-трехлетнего возраста) и заставляют их обратиться к специалистам, обычно не возникают внезапно. Однако часто у близких ребенка создается впечатление, что на первом-втором году жизни он развивался нормально. И дело тут не в том, что близкие бывают недостаточно внимательны. Если ориентироваться на наиболее известные формальные показатели психического развития, касающиеся становления психических функций ребенка (как это обычно делают не только родители, но и большинство педиатров, регулярно наблюдающих за ребенком в раннем возрасте), то оказывается, что в младенчестве у аутичных детей они часто укладываются в границы нормы, а иногда по некоторым параметрам и превышают ее. Например, в ряде случаев могут отмечаться раннее речевое развитие, выраженная способность к различению геометрических форм, цветов, особый интерес к книгам.
Как правило, тревога возникает в конце второго - начале третьего года жизни малыша, когда оказывается, что он мало продвигается в дальнейшем речевом развитии или даже начинает терять речь. Тогда же становится особенно заметным, что он недостаточно реагирует на обращения, с трудом включается во взаимодействие, не подражает, его нелегко отвлечь от поглощающих его и не всегда понятных родителям занятий, переключить на другую деятельность. Он начинает все больше отличаться от сверстников, не стремится взаимодействовать с ними, а если и возникают попытки контакта, то все чаще они оказываются неудачными.
В других случаях задержка развития, прежде всего, моторного и речевого, наблюдается уже на первом году жизни. Ребенок малоактивен: мало двигается, мало гулит, активно не требует взаимодействия с близкими. Чаще это воспринимается последними как особенности характера малыша - флегматичного, деликатного, сверхосторожного. Лишь в тех случаях, когда эти особенности поведения выражены наиболее интенсивно, родители пытаются обратиться к специалистам.
Подробный анализ историй развития аутичных детей позволяет выявить специфические черты, отличающих ранние этапы аутистического дизонтогенеза от нормы. Прежде всего, они проявляются в особенностях аффективного развитии ребенка.
Рассмотрим основные черты этого своеобразия, позволяющие уточнить наиболее ранние признаки аутистического развития.
РАННИЕ ПРИЗНАКИ АУТИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ