Назначение и структура деятельности учителя

Процесс обучения учащихся в школе протекает под руковод­ством учителя. Назначение его деятельности состоит в управле­нии активной и сознательной познавательной деятельностью уча­щихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно ус­ложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необхо­димые условия для успешного протекания учения: отбирает со­держание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; ис-

1 См.: Дидактика средней школы / Под ред. М.А.Данилова, М.Н.Скаткина. — М., 1975. - С. 92 - 96.

' В- Л. Слктими «Педагогика»



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса

Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе 195



Назначение и структура деятельности учителя - student2.ru пользует многообразие методов, при помощи которых содержа­ние становится достоянием учащихся.

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой пе­дагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.

Этап планирования в деятельности учителя завершается состав­лением календарно-тематических или поурочных планов в зави­симости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов предшествует длительная кропотливая работа. Она в себя включает: анализ ис­ходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возмож­ностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение кон­кретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива; отбор содержания: продумывание форм и мето­дов ведения урока, конкретных видов работ и т.п.

Организация деятельности учащихся включает в себя поста­новку учебной задачи перед учащимися и создание благоприят­ных условий для ее выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач (М.А.Данилов):

познавательная задача должна вытекать из предметного содер­жания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;

необходимо учитывать актуальный уровень развития учащих­ся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;

задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;

к осуществлению предметной деятельности учащихся необхо­димо расположить (создать положительную мотивацию);

нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необ­ходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллек­тивной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий.

Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля,

т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффек­тивности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме просто­го наблюдения, устных и письменных опросов, проверки класс­ных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Это могут быть замед­ление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых видов работ, внесение измене­ний в порядок изложения материала, наводящие вопросы и до­полнительные разъяснения, предупреждение затруднений и т.п. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает сти­мулирование активности и самостоятельности учащихся.

Регулирование и корригирование процесса обучения с исполь­зованием средств стимулирования обеспечиваются не только про­думанной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учеб­ных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах. Большие стимулирующие возмож­ности заложены и в формах, и методах педагогической деятельнос­ти (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, пар­но-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).

Завершающим этапом обучения, как и педагогического процес­са в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве об­разовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. При этом необходимо исхо­дить из требований принципа оптимальности, учитывая, что тре­буемый результат может достигаться и за счет перегрузки как уча­щихся, так и учителя. Анализ должен выявить причины недостат­ков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

Наши рекомендации