Тема 5.Развитие школы и педагогической мысли в России 17-18 веков
Вопросы для обсуждения
1.Реформы Петра 1. Создание и характеристика государственных учебных заведений.
2.Педагогические идеи и деятельность М.В.Ломоносова. Создание Московского университета.
3.Педагогика 2 половины 18 века. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого.
4.Педагогические взгляды и издательская деятельность Н.И. Новикова.
Основная литература:
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., Владос, 2008.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера» ,2008.
Дополнительная литература:
Антология педагогической мысли России 18 в. / Сост. Безрогов В.Г., О.И. Варьяш.- М., 1994.
История педагогики в России : Хрестоматия / Сост. Егоров С.Ф..- М., 1999.
Ломоносов М.В. – М., 1996.- ( Сер. « Антология гуманной педагогики»).
Тема 6. Педагогическая мысль России 19 века.
Вопросы для обсуждения
1.Характеристика изменений в системе образования ( содержание, методы).
2. Общественно- педагогическая деятельность В.Ф. Одоевского, Н.И. Пирогова.
3. Педагогическая деятельность и дидактические взгляды Л.Н. Толстого. Деятельность Яснополянской школы.
Основная литература:
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли М., Владос, 2008.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера», 2008.
Дополнительная литература:
Антология педагогической мысли России 19в. / Сост. Лебедев П.А. -М., 1997.
История педагогики в России: Хрестоматия./ Сост. Егоров П.Ф.-М,,1999.
Толстой Л.Н. –М., 1996. -( Сер. « Антология гуманной педагогики»).
Тема 7. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского
Вопросы для обсуждения
1.Жизнь и деятельность К.Д. Ушинского (доклад).
2.К.Д. Ушинский об общих проблемах воспитания:
- цели и задачи воспитания;
- идея народности воспитания;
- соотношение педагогического опыта и педагогической теории;
- о значении педагогической литературы;
- о воспитательном значении труда;
- вопросы воспитания нравственности.
3. Дидактические идеи К.Д. Ушинского:
-психологические основы процесса обучения;
- организация первоначального обучения;
-роль родного языка в обучении.
Основная литература:
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли М., Владос, 2008.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера», 2008.
Дополнительная литература:
Антология педагогической мысли России 19 в. / Сост. Лебедев П.А. – М., 1997.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения В 6 т.- М., 1988.
Ушинский К.Д. – М., 1998, -( Сер. «Антология гуманной педагогики»).
Тема 8. Педагогическая теория и практика в России конца 19- начала 20 века.
Вопросы для обсуждения
1.Характеристика особенностей развития школы и педагогики в конце 19- начале 20 века.
2. Видные деятели школы и педагогики:
- Вентцель К.Н. и теория свободного воспитания;
- Педагогические идеи Каптерева П.Ф.
-Общественно- педагогическая деятельность Лесгафта П.Ф.
- Влияние педологии на педагогику. П.П. Блонский
- Идеи трудовой школы С.Т. Шацкого
Основная литература:
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли М., Владос, 2008.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века /Под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера», 2008.
Дополнительная литература:
Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сб. избр. Трудов – М., 1993.
История педагогики в России : Хрестоматия / Сост. Егоров С.Ф.- М., 1999.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.- М., 1982.
Тема 9. Педагогические идеи А.С. Макаренко
Вопросы для обсуждения:
1.Жизнь и деятельность А.С. Макаренко (доклад)
2.Педагогическая концепция А.С. Макаренко:
- организация и воспитание детского коллектива;
- задачи и условия семейного воспитания;
- роль труда в воспитании;
- воспитание дисциплины и культуры поведения.
Основная литература:
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли М., Владос, 2008.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера», 2008.
Дополнительная литература:
Макаренко А.С. Педагогические сочинения : В 8 т.- М.,1984
Макаренко В.С. Мой брат Антон Семенович //Педагогика.- 1991.- № 6,7.
Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли : Учебник- справочник.- М., 1994.
Тема 10. Педагогика и школа 2 половины 20 века.
Вопросы для обсуждения:
1.Характеристика основных этапов развития школы и педагогики во 2 половине 20 века.
2.Жизнь и педагогические идеи В.А. Сухомлинского:
- пути и средства воспитания личности;
- значение и развитие детского творчества;
- содружество семьи и школы в воспитании.
3.Педагогическое творчество Ш.А. Амонашвили.
Основная литература:
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли М., Владос, 2008.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века под ред. А.И. Пискунова М., ТЦ «Сфера», 2008.
Образовательные технологии
Для реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Педагогика» используются следующие образовательные технологии.