Авторитарный стиль семейного воспитания
Субъекты педагогического конфликта
Субъекты (участники, стороны конфликта) - это те персоны, чьи интересы, будучи противоречивыми, при необходимости взаимодействия, реализуются через столкновение. Субъектами педагогического конфликта могут являться: педагоги, воспитанники, администрация, родители.
Они характеризуются:
- отношением к конфликту (восприятием конфликта);
- моделью (типом, программой) поведения в конфликте;
- своим пониманием целей конфликта или ожиданием определенного результата;
- социальным статусом.
Ранг или статус участника конфликта определяется относительным уровнем его возможностей по реализации своих целей в конфликте.
По направленности конфликты делят на “вертикальные”, “горизонтальные” и “смешанные”. ”Горизонтальные” конфликты происходят между людьми, равных статусов, “вертикальные” - между людьми, находящимися в непосредственном подчинении один от другого. В “смешанных” конфликтах, как правило, присутствуют обе составляющие” (конфликт между учителем и родителями ученика).
Конфликт между учащимся и учителем безусловно имеет “вертикальную направленность”. Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными - сказываются и возрастные различия и неодинаковость жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей. Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в сложное положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нём не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Учёные-социологи считают, что в отношениях власти и подчинения не следует ожидать гармонии, но необходима грамотность - культура общения.
Особенности педагогических конфликтов
Среди них можно выделить следующие:
1.ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа -- модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
2.участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель -- ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
3.разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
4.различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику -- справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
5.присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
6.профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
7.контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;
8.не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);
9.не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
10.стараться не выгонять ученика из класса;
11.по возможности не обращаться к администрации;
12.не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,
13.давать оценку только его конкретным действиям;
14.дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;
15.независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
16.не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Стили семейного воспитания
Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.
Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Для выбора наиболее приемлемого стиля семейного воспитания рассмотрим все имеющиеся виды стилей воспитания и последствия их применения.
Авторитарный стиль семейного воспитания
При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.
Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.
При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.