X. Как должен выглядеть педагог?
1. Модным, экстравагантным, одетым по-молодежному.
2. Внешность и одежда не имеют значения.
3. Как английский джентльмен: после его ухода остается
хорошее впечатление, но бывает очень трудно вспомнить,
во что он был одет.
4. На два-три шага отставать от моды.
Педагогическая квалиметрия |
г
О педагогической квалиметрии у нас заговорили в начале $0-хгодов. Термин «квалиметрия» (от лат. суз! — качество и №е1гоя — измерять) означает направление педагогических ис-ОЛсдований, главным содержанием которого являются измере-ИИн и оценки педагогических параметров и характеристик. Но И этом своем основном значении понятие квалиметрии употребляется редко. Распространилось аналогичное понятие, образо-Мшюе из двух разрозненных частей — русской «квалификация» И латинской «метрос» (измерение), которым обозначается об-Ч.1С гь педагогического исследования, направленного на диагно-' пфование специфических профессиональных качеств педаго-к>". Совокупность этих качеств, как уже отмечалось, называется профессионализмом, мастерством, новаторством, а методика их оценки традиционно определяется как аттестация (педагогом, учебных заведений).
Анализ проблемы свидетельствует, что вопросы, которые теперь относятся к области педагогической квалиметрии, решились всегда, но на качественном, неметрическом уровне, без использования современных количественных методов.
Отдельного рассмотрения заслуживает соотношение квали-мсгрии и аттестации учителей. Под последней понимают изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. В Положении о порядке аттестации учителей1 разъясняется, что аттестация педагогических работников учебно-воспитательных учреждений проводится в соответствии с целью активизации творческой профессиональной деятельности, стимулирования непрерывного профессионального образования, повышения у педагогов мотивации качественного труда, профессиональной ответственности за результаты обучения и воспитания.
Аттестация учителей основывается на принципах демократичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности.
1 См.: Педагогический вестник. — 1992. — № 23.
г
Квалификация служит механизмом обеспечения аттеста ции, дает для нее необходимый инструментарий, исследова тельские средства.
Как диагностировать и измерить педагогический про-
Фессионализм?
Общий подход к установлению уровня педагогической квалификации основывается на выделении составных частей этой характеристики. Затем осуществляется диагностирование и оценивание каждой составляющей, выводится общий (интегрированный) показатель квалификации.
В зарубежной педагогике показателями педагогического мастерства выступают наиболее значимые и измеряемые характеристики педагогической деятельности, как, например, результаты обучения, исполнение педагогом своих должностных обязанностей, количество нарушений и конфликтов с учащимися, родителями, администрацией и т. д.
Этим же путем идут и отечественные исследователи ква-лиметрических проблем. Предложено несколько систем оценки профессиональных качеств педагога. С 20-х годов берет начало традиционная система признаков педагогической квалификации:
1) идеологические характеристики педагога;
2) научно-теоретическая подготовленность;
3) методика преподавания предмета;
4) психолого-педагогическая культура;
5) общая культура.
В последнее время наблюдается тенденция выделения все более конкретных составляющих педагогического профессионализма. Например, Н. Портнов выделяет следующие критерии аттестации для педагогов Российской Федерации:
1) качество знаний обучаемых по предмету, их воспитан
ность;
2) запас фактических знаний по предмету;
3) умение пользоваться полученными знаниями (грамот
но писать, решать задачи и т. п.);
4) понимание сущности процессов и явлений в природе и
обществе;
5) степень самостоятельности учащихся, умение приоб
ретать знания;
6) уровень знакомства учащихся с важнейшими машина
ми, механизмами, принципами их работы, практическая под
готовленность учащихся;
7) их отношение к делу, поведение в школе и вне школы,
активность в общественно полезной трудовой деятельно
сти, их эстетическая и физическая культура1.
Нетрудно заметить, что ни один из этих показателей не касается непосредственно педагога, но только лишь учащихся: мастерство педагога при таком подходе устанавливается опосредствованно, по обученности школьников. Подобный подход мог бы быть доказательным только при условии тщательного фиксирования начального (исходного) уровня обученности и воспитанности учащихся. Зафиксировав по завершении обучения конечное состояние и сопоставив его с исходным, мы действительно могли бы оценить вклад педагога в обученность и воспитанность обучаемых, а значит, и его профессионализм. Но диагностика начального и конечного уровней в наших учебных заведениях пока не проводится, а поэтому и показатели педагогического профессионализма не «привязаны» к надежному основанию.
Известно также, что результаты обучения и воспитания зависят не только от учителя. Значительное влияние на них оказывают и другие известные факторы: вклад педагога в конечную результативность, по некоторым оценкам, не превышает 15—48%; этот вклад, очевидно и не может быть выше, хотя бы потому, что обученность лишь наполовину зависит от педагога. Поэтому устанавливать уровень профессионализма педагога по обученности одаренного или отстающего ученика нельзя. Что бы мы сказали о профессионализме врача, получившего безнадежного больного?
Понимая эти противоречия, исследователи ищут способы прямых измерений педагогического профессионализма. Для этого, в частности, увеличивается количество диагностируемых показателей, чтобы максимально всесторонне охарактеризовать деятельность учителя. Дополнительно изучаются:
• работа учителя по повышению своей квалификации (закончил курс ИПК, прошел переподготовку и т. п.);
1 См.: Положение о порядке аттестации учителей // Пед. вестник. — 1992. —
N«23.
• качество уроков и внеклассной деятельности (подготс
ки и проведения);
• эмоциональность и занимательность воспитательны)!
дел;
• умение осуществлять индивидуальный подход к уча-'
щимся в процессе обучения и воспитания;
• осуществление индивидуальной помощи семье в воспи
тании и перевоспитании детей.
Оценивая профессионализм и труд учителя, важно учитывать его личностные качества: добросовестность, педагогический талант, уважительное отношение к коллегам и обучаемым, трудолюбие, активность, терпимость к критике, личную дисциплинированность. Справедливость этих пожеланий не вызывает никаких возражений, за исключением «пустяка» — как это все определить? Отвечая, Н. Портнов, в частности, советует учитывать отзывы родительского комитета, представителей общественности. Объективность оценок достигается двумя путями: там, где возможно, на основе документальных данных, а качество учебного процесса — экспертным путем, проведением контрольных работ, анализом уроков и внеклассных дел, осуществляемых квалифицированными специалистами и методистами.
Ни одна из педагогических проблем не вызывает столь острой реакции учительства, как проблема аттестации. «Учительская газета» в статье «Положение о порядке аттестации учителей» писала: «Однако критерии аттестации, как общие, так и дифференцированные, отсутствуют. Выделение всех известных общих требований к учителям (знание предмета, стремление к новаторству, этика и т.д.) практически ничего не дает, возможны субъективизм, необъективность. Особенное недовольство вызывает требование проводить собеседование, т.е. практически сдавать экзамены. На практике это может превратиться в прямое издевательство над учителями. Достаточно пройти курсы при ИПК и сдать там необходимые зачеты, ничего больше в этом плане требовать нельзя. Совсем недопустимо вводить процентные соотношения: сколько в школе должно быть разных категорий учителей. Неудачное название «Учитель 2-й катего-
рии» унижает достоинство учителя, лучше «Старший учитель», как во многих странах мира»1. Вступите в спор, выскажите свои соображения.
Оценка труда учителей в США |
Интенсивно идут исследования деятельности учителя в США. В 1950 г. в Атлантик-Сити на ежегодном заседании Американской научно-педагогической ассоциации был образован Комитет по изучению критериев эффективной деятельности учителей. Комитет стал инициатором издания капитальных квалиметрических трудов, среди которых «Руководство по исследованию педагогической деятельности» (1971), «Энциклопедия педагогической оценки» (1985) и другие. Изучением педагогической деятельности занимаются научно-исследовательские центры всех известных американских университетов.
Наиболее распространенным методом изучения труда американского учителя является рейтинг (оценочная шкала). Главная цель рейтингирования — определение соответствия учителя занимаемой должности при проведении аттестации и переаттестации. Разновидностями оценочных шкал являются оценочные листы, предназначенные для измерения трех составляющих учительской деятельности: средств обучения, руководства классом и дисциплинированности. Вот начало такого листа, который заполняют студенты-практиканты:
Оценочный лист
Номер-------------------- Количество повторных уроков------------------- |
Студент------------------------------
Учитель____________________
Количество уроков__________