Классификация средств обучения

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям:

I. По составу объектов:

l материальные;

l идеальные.

II. По назначению (субъекту деятельности):

l для обучающего (средства преподавания);

l для учащегося (средства учения).

III. По модальности:

l визуальные;

l аудиальные;

l аудиовизуальные

54. Форма обучения как педагогическая категория.

Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние.

Форма обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме, называется.

Некоторые ученые (напр.М.И. Махмутов) считают, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов:

l «форма обучения» означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке.

l «форма организации обучения» обозначающего какой-либо вид занятия – урок, предметный кружок и т.п

55. Формы организации обучения в истории образования (лекционно-семинарская; Белл-Ланкастерская; Батавия-план и др.).

Лекционно-семинарская система;

Классно-урочная система;

План Трампа;

Белл-ланкастерская система;

Батавия-план;

Мангеймская школьная система;

Метод проектов;

Дальтон-план.

56. Классно-урочная система Я.А. Коменского.

Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

l учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

l класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию.;

l основной единицей занятий является урок;

l урок, это, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, работой учащихся на уроке руководит учитель.

l учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.

57. Основные и дополнительные формы организации обучения.

Классификация организации форм обучения по типу деятельности учителя и ученика

Основные :

l урок;

l лекция;

l экскурсия;

l семинар;

l практикумы;

l консультации.

Дополнительные:

l предметные кружки;

l научные общества;

l викторины;

l конкурсы;

l олимпиады

58. Индивидуальная, подгрупповая и фронтальная формы обучения

Классификация организации форм обучения по количественному составу

l фронтальная;

l групповая (подгрупповая);

l индивидуальная

59. Урок как основная форма организации обучения в школе.

Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

l учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

l класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию.;

l основной единицей занятий является урок;

l урок, это, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, работой учащихся на уроке руководит учитель.

l учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.

Структура урока –совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.

Классическая, традиционная структура урока опирается на формальные ступени обучения, такие как:

— подготовка к усвоению новых знаний;

— усвоение новых знаний, умений;

— их закрепление и систематизация;

— применение на практике.

Типология урока — одна из самых сложных дидактических задач, авторское решение которой предлагали многие современные исследователи, классифицируя уроки по различным основаниям.

Классификация М. И. Махмутова:

l изучения нового учебного материала;

l совершенствования знаний, умений и навыков;

l обобщения и систематизации; комбинированные уроки;

l контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

60. Лекция как форма обучения.

Лекция – это устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме, вопросу.

l вводная лекция;

l информационная лекция;

l обзорная лекция;

l проблемная лекция;

l лекция-визуализация;

l бинарная лекция;

l лекция с заранее запланированными ошибками,;

l лекция-конференция;

l лекция-консультация.

61. Семинарские занятия как форма обучения.

Семинары –это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию учителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и совместного обсуждения.

Виды семинаров:

l в форме докладов и сообщений;

l в вопросно-ответной форме.

62. Практические и лабораторные занятия как форма обучения.

63. Экзамен и зачёт как форма педагогического контроля.

64. Факультативные занятия как дополнительная форма обучения.

Факультативы – одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию.

Факультатив работает по определённой программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащих (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обсуждение докладов учащихся и др.).

Наши рекомендации