Классификация средств обучения
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям:
I. По составу объектов:
l материальные;
l идеальные.
II. По назначению (субъекту деятельности):
l для обучающего (средства преподавания);
l для учащегося (средства учения).
III. По модальности:
l визуальные;
l аудиальные;
l аудиовизуальные
54. Форма обучения как педагогическая категория.
Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние.
Форма обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме, называется.
Некоторые ученые (напр.М.И. Махмутов) считают, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов:
l «форма обучения» означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке.
l «форма организации обучения» обозначающего какой-либо вид занятия – урок, предметный кружок и т.п
55. Формы организации обучения в истории образования (лекционно-семинарская; Белл-Ланкастерская; Батавия-план и др.).
Лекционно-семинарская система;
Классно-урочная система;
План Трампа;
Белл-ланкастерская система;
Батавия-план;
Мангеймская школьная система;
Метод проектов;
Дальтон-план.
56. Классно-урочная система Я.А. Коменского.
Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
l учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;
l класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию.;
l основной единицей занятий является урок;
l урок, это, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, работой учащихся на уроке руководит учитель.
l учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.
57. Основные и дополнительные формы организации обучения.
Классификация организации форм обучения по типу деятельности учителя и ученика
Основные :
l урок;
l лекция;
l экскурсия;
l семинар;
l практикумы;
l консультации.
Дополнительные:
l предметные кружки;
l научные общества;
l викторины;
l конкурсы;
l олимпиады
58. Индивидуальная, подгрупповая и фронтальная формы обучения
Классификация организации форм обучения по количественному составу
l фронтальная;
l групповая (подгрупповая);
l индивидуальная
59. Урок как основная форма организации обучения в школе.
Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
l учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;
l класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию.;
l основной единицей занятий является урок;
l урок, это, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, работой учащихся на уроке руководит учитель.
l учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.
Структура урока –совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.
Классическая, традиционная структура урока опирается на формальные ступени обучения, такие как:
— подготовка к усвоению новых знаний;
— усвоение новых знаний, умений;
— их закрепление и систематизация;
— применение на практике.
Типология урока — одна из самых сложных дидактических задач, авторское решение которой предлагали многие современные исследователи, классифицируя уроки по различным основаниям.
Классификация М. И. Махмутова:
l изучения нового учебного материала;
l совершенствования знаний, умений и навыков;
l обобщения и систематизации; комбинированные уроки;
l контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
60. Лекция как форма обучения.
Лекция – это устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме, вопросу.
l вводная лекция;
l информационная лекция;
l обзорная лекция;
l проблемная лекция;
l лекция-визуализация;
l бинарная лекция;
l лекция с заранее запланированными ошибками,;
l лекция-конференция;
l лекция-консультация.
61. Семинарские занятия как форма обучения.
Семинары –это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию учителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и совместного обсуждения.
Виды семинаров:
l в форме докладов и сообщений;
l в вопросно-ответной форме.
62. Практические и лабораторные занятия как форма обучения.
63. Экзамен и зачёт как форма педагогического контроля.
64. Факультативные занятия как дополнительная форма обучения.
Факультативы – одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию.
Факультатив работает по определённой программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащих (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обсуждение докладов учащихся и др.).