Глава 14. профессиональные мастерские в школе
В отличие от студии, педагогическая мастерская востребована иными потребностями педагогической сферы. К данному виду профессионального совершенствования обращаются тогда, когда возникает надобность в расширении практического опыта при имеющемся теоретическом оснащении воспитательного процесса. Ведет работу профессиональной мастерской опытный педагог-практик, раскрывающий своим коллегам практическую сторону реализации какой-либо теоретической проблемы (учитель, воспитатель, руководитель кружка, преподаватель творческих курсов, мастер). Для студентов старших курсов, прошедших педагогическую практику, участие в мастерских может планироваться, и, если студентом теория вопроса освоена, его работа в мастерской значительно углубляет научное осмысление проблем воспитания, но не исключается и оснащение студента педагогическим опытом.
Предложим иллюстрацию практики проведения мастерских в рамках одной школы1. Мастерская № 1 тематикой своей имеет «урок», мастерская № 2 исследует методику проведения «родительского собрания»; мастерская № 3 избирает «классный час» как основной вид работы классного руководителя в школе...
Мастерская обращается непосредственно к практике и пристально рассматривает с точки зрения педагогического профессионализма именно практическую деятельность педагога. Такое назначение данного вида занятий кардинально меняет методику его проведения.
Во-первых, теоретическому осмыслению отводится место средства, но не цели, в отличие от студийной работы. В центре внимания профессионалов - «опыт», не «понятие», не «закономерность», не «принцип», не теоретическая модель процесса. Положение средства подчеркивается «обслуживающей» функцией теоретических положений, объясняющих либо раскрывающих смысл представленной практической работы: опыт рассматривается, анализируется, воспроизводится, а теоретические положения используются для обоснования, оправдания того, что уже принято и проверено практикой.
Педагог-практик, показывая методики своей работы с группой, в этот же миг демонстрирует и воспитательные результаты своих методик. Они служат убедительнейшим аргументом в пользу представленных методик. Поэтому надобность в теоретическом обосновании, как кажется на первых порах, отпадает. Практика — верный критерий оценки, — так решают педагоги-коллеги, воспринимая группу хорошо воспитанных детей.
Однако конкретность и фрагментарность профессионального представленного опыта без теоретического оправдания закрывают возможность воспроизведения технологических решений в другой школе другий педагогом.
Педагогическая мастерская — это воссоздание профессионального опыта с его последующим профессиональным анализом и теоретическим оправданием.
Во-вторых, в сфере напряженного внимания обучающихся являются методика работы педагога и деятельность детей, организованная по данной методике, — два объекта процессуального плана. Педагог и дети в их двусторонней деятельности выступают единым явлением для профессионального анализа. Восприятие процесса и, одновременно, его результата создают поле высочайшего накала интеллектуального и эмоционального напряжения. Участники мастерской прослеживают рождение результата в ходе применения определенной методики.
Педагогическая мастерская — это представленная в практической деятельности для профессионалов-коллег двуплановая картина: технологии педагогической работы и продукт педагогической работы, — и установления связи педагогической технологии и результативности ее.
Если на студийных занятиях результат предполагается и моделируется, то в процессе проведения мастерской воспитательный результат рождается на глазах у всех присутствующих педаго^ гов, в том числе и работающего педагога. Процесс воспитания предстает в своей динамике — и завораживает более, чем театральное сценическое действие.
Аналогия предстает перед нами, когда на телевизионном экране идет передача под названием «Мастер-класс». Огромная зрительская аудитория следит за проведением занятий, не будучи профессионально подготовлена. Интерес вызывает процесс созидания духовного продукта «здесь и сейчас» благодаря профессиональным операциям специалиста.
В-третьих, особенность и сложность занятиям придает присутствие детей, которые работают с педагогом на глазах большой аудитории. При таком варианте проведения мастерской деликатность, педагогический такт, высокая этичность достигают уровня высочайшего. И педагог, и коллеги-зрители ориентированы в конструировании своего поведения на самочувствие и состояние души ребенка, на которого устремлены несколько десятков глаз. Надо суметь найти тонкие формы воздействия и тонкие способы реакции, чтобы не преобразовать в этот момент ребенка в объект пристального рассмотрения и жесткой оценки. Мастерские выработали механизм, позволяющий сместить границы наблюдателя и наблюдаемого, когда дети вместе с педагогами становятся субъектами изучаемого процесса. Обращаясь к детям, педагог просит их оказать содействие в поисках наиболее плодотворных способов организации совместной деятельности, он приглашает их принять участие в такого рода профессиональной исследовательской работе. Перевод школьника на позиции субъекта снижает неблагоприятное влияние позиции «объекта зрительского внимания».
Педагогическая мастерская — это совместный поиск педагогами и детьми наиболее удачных способов организации групповой работы во имя достижения наилучших результатов и принципов организации школьной жизни.
Работа мастерской может исключить участие детей, если идет поисковая деятельность либо обстоятельства не предполагают такого участия. Тогда работающей группой, на которой показывается методика, становятся сами слушатели, часть из них. Но и в случае такого организационного варианта необходимо обеспечивать субъектную позицию слушателя, играющего роль ученика.
При любом варианте организации, мастерская — это всегда немного профессиональный спектакль: в нем есть почти все элементы спектакля - актеры, публика, действие, завязка и развязка, кульминация и идея.
В этом сила мастерской (пленительность профессиональной работы!), но в этом и слабость ее (увлеченность затмевает профессиональный анализ!).
Как же выстраивается педагогическая мастерская?
Обратясь к структуре создания мастерской, приходится отметить, что можно определить профессиональную мастерскую своеобразным перевертышем студии: этапы последние передвинулись
на место первых, а то, что было финалом студии, выступает как начальная часть мастерской.
Рефлексия как завершающая содержательная часть студийных занятий выступает первоначальным этапом работы в профессиональной мастерской. Эту часть занятий называют установкой на проблему. Участники занятий сначала констатируют свою неудовлетворенность какой-либо стороной дела, оценивают положение педагогических проблем, анализируют свое отношение к состоянию отдельного вопроса воспитания, оценивают свое профессиональное самочувствие в процессе решения какой-то отдельной профессиональной проблемы. Этот этап подобен рефлексии потому, что обращен в прошлый опыт.
Участники мастерской предварительно сообщают о своем отношении к практической стороне педагогического вопроса, Обобщив неблагополучие в реальной практике, намечают направление, по которому станет разворачиваться их профессиональный поиск.
• То, что в студии является предзавершающей стадией и назы
вается «практикум», в мастерской организуется как вторая основ
ная часть занятий. Она обозначается профессиональной экспозицией.
Педагог-практик, ведущий мастерскую, восоздает ситуацию педагогической работы с детьми, демонстрируя коллегам свои методики и технологию. Это основная часть мастерской, это ее содержание и сущность. Тематика занятий не имеет значения, если мастерская посвящена педагогической технологии: это могут быть учебные занятия по школьной учебной дисциплине, но это могут быть и внеклассные разнообразные формы групповых занятий, от дискурсии до игры, Объектом внимания присутствующих коллег станет момент «прикосновения к личности» в процессе организации групповой работы. Весьма важно, чтобы тема занятий и методика их проведения были интересны для детей: увлеченные темой, дети забывают, чтр их занятия находятся под наблюдением, они естественны и открыты к взаимодействию с педагогом. К тому же им неведомо, что именно наблюдается, поэтому они концентрируют свое внимание на содержании занятий.
• Анализ профессиональных впечатлений и профессиональная оцен
ка методик — последующая часть мастерской.
Если продолжать аналогичное сопоставление со студией, то и здесь обнаруживаем некоторый «перевертыш»: эта часть уподобляется «этюду», когда во время студийных занятий коллеги сообщали о своих свободных впечатлениях по поводу воплощения на практике какой-то отдельной проблемы воспитания. Теперь, после того, как просмотрен ход профессиональных занятий педагога-практика с детьми (или в моделированной ситуации — с группой), профессиональная «публика» тоже обменивается впечатлениями, но этот обмен иного порядка: профессиональный продукт представлен коллегой, его анализируют; по качеству полученного продукта судят о применяемой методике; иногда сравнивают прежний профессиональный опыт с опытом, приобретенным сейчас и здесь, в мастерской.
Приведем в качестве примера фрагмент выступления одного педагога:
...Я никогда не видела раньше такой силы игровых методик. Дети на глазах преображались - как в кино. Никогда бы не поверила, что это возможно. И никогда бы не стала использовать игровые методики в работе. Теперь попробую. Но боюсь, у меня так не получится... Конечно, при обсуждении могут возникать сомнения и профессиональные возражения. Они принимаются уважительно и основательно подвергаются осмыслению. Стилистика мастерской задает вполне определенную тональность практической проверки, поэтому тут же поставленный вопрос выверяется опытно-экспериментальным способом, моделируя соответствующую ситуацию.
Вот пример. Коллеги выразили сомнение: не был ли педагог, ведущий занятия, авторитарным в общении с детьми. Предложили воспроизвести модельно одну из ситуаций урока: показать, как проходило начало занятий... Вторичный показ оказался убедительным для самого педагога - он согласился с профессиональным замечанием. Завершающим этапом является заключительное слово педагога практика, автора проведенной практической работы с детьми. Педагогическая идея экспонированного практического опыта — так называется эта заключительная часть. Она несет на себе огромную теоретическую нагрузку: перенимается не опыт, а идея; нельзя воспроизвести увиденное, но можно воплотить идею увиденного. Не исключено, что участники мастерской сами выводят и формулируют общую теоретическую идею (истину), тем не менее автор мастерской предлагает свое научно-педагогическое освещение практической деятельности, предъявленной коллегам для анализа: он называет проблему, тему, излагает основные позиции и главную несущую идею представленной для просмотра методики.
Перед тем, как покинуть мастерскую, все коллеги обобщают свои впечатления и делятся своими замыслами в связи с увиденным. Этот последний аккордно-финальный момент играет роль проекции самостоятельных профессиональных поисков каждого из присутствующих педагогов. Таким образом, новационная идея либо представленная технология начинают свой путь расширения.