Тема 6. управление воспитательным процессом
Задачи занятия:1. Рассмотреть алгоритм управленческих действий в области воспитания. 2. Выявить уровни педагогического мастерства, от которых зависит долговременность
определяемых целей воспитания. 3. Освежить в памяти методы педагогического исследования.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студентыдолжны:
знать- структуру управленческих действий и методы диагностики для выявления уровня воспитанности подопечных;
уметь- применять на практике методы диагностики, определять на этой основе главные направления в воспитании и составлять план воспитательной работы.
Управлениев учебно-воспитательном процессе можно представить следующим образом. Ставится воспитательная цель на конкретный календарный период, она уточняется, исходя из реальных характеристик воспитуемых. Разрабатывается алгоритм воспитательных задач, составляется план воспитательной деятельности, в котором предусматриваются организационные меры, средства и методы для решения каждой задачи. При решении каждой из них осуществляется контроль за успешностью этого процесса (получение «обратной связи» по терминологии теории управления), и вносятся, при необходимости, коррективы в методику или в содержание самой задачи. По выполнении плана анализируют степень достижения поставленной цели и приступают к планированию следующего цикла. Управление процессом воспитания учащихся включает в себя также организацию педагогом процесса их самовоспитания. Он помогает воспитанникам провести анализ своих действий, поступков и поведения, дать им самооценку и определить задачу, содержание и средства самовоспитания, а затем осуществляет координацию мер воспитательного воздействия с программой самовоспитания подопечных.
Постановка целей воспитаниязависит от возраста, вида спорта, продолжительности занятий и спортивной квалификации занимающихся. Но главным и определяющим при выборе содержания цели воспитания служит уровень педагогического мастерства тренера, его способность оценить настоящее и заглянуть в будущее, определить, какими свойствами, качествами и системой отношений должны обладать воспитанники, и какое время для этого потребуется.
Уровни педагогического мастерстваспортивного педагога:
• Первый уровень - репродуктивный (минимальный). Тренер умеет показать двигательное действие и пересказать то, что он знает и как он знает, обычно без учета подготовленности воспитанников.
• Второй уровень - адаптивный (низкий). Тренер умеет приспособить свои действия к возрасту, подготовленности и индивидуальным особенностям воспитанников, но у него отсутствует осознание перспективы. Его педагогическое видение не проникает далее двух-трех занятий.
• Третий уровень - локально-моделирующий (средний). Здесь проявляется умение тренера конструировать преподавание на серию ближайших учебно-тренировочных занятий, предусматривая трудности, которые предстоит преодолеть. По способностям видеть педагогическую перспективу он может быть отнесен, по аналогии, к шахматистам младших разрядов.
• Четвертый уровень - системно-моделирующий деятельность и поведение (высший). Педагог умеет конструировать учебно-воспитательный процесс в полном соответствии с учебной программой на продолжительный период времени (четверть, семестр, год и далее), воспитывая подопечных и побуждая их к самовоспитанию. Здесь, в отличие от А.А. Деркача и А.А. Исаева, мы объединили 4-й и 5-й уровни, считая, что осознание тренером необходимости воспитывать у обучаемых поведенческие свойства наступает значительно раньше и требует большей основательности, чем аналогичная деятельность школьных учителей-предметников.
Диагностика воспитанностивключает в себя изучение степени сформированности взглядов, убеждений, личностных качеств, проявляющихся в деятельности и поведении воспитанников. Выяснение особенностей каждого воспитанника и группы в целом необходимо для конкретизации целей и задач воспитания.
С целью изучения воспитанности используются все методыпедагогического исследования, имеющие диагностическиевозможности: педагогическое наблюдение, экспертные оценки и самооценки, изучение учебной документации, опросы устные и письменные (беседы, анкетирование), создание ситуа-
ций свободного выбора действий, тестирование и т.д. Для получения сведений о межличностных отношениях в группе используется социометрия,которая дополняет выше указанные методы, давая информацию о внутригрупповых эмоционально-непосредственных связях.
Планирование воспитательной работы.Для каждой намеченной воспитательной цели определяется время, необходимое для ее достижения, и намечается цепь задач, обеспечивающих ее осуществление. Например, поставлена цель: приучить к определенному виду поведения, время - 4 недели. Последовательность задач: сообщить необходимые знания оправиле поведения, на основе этого знания сформировать убеждение у большинства группы о соответствующем поведении, упражнять в условиях повышенной сложности - в процессе спортивной борьбы и вне привычных условий учебно-тренировочных занятий. К каждой задаче подбираются средства и методы ее решения, а иногда требуется предусмотреть особые формы организации занимающихся.
Вопросы и задания:
1.Раскройте сущность и содержание управленческих действий в воспитательном процессе.
2. От чего зависит постановка целей воспитания? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
3. Охарактеризуйте уровни педагогического мастерства спортивного педагога. К какому уровню педагогического мастерства вы отнесете деятельность вашего тренера или учителя физической культуры, с работой которого вы хорошо знакомы?
4. Проанализируйте портреты учителей физической культуры (приложение № 3) и определите уровень их профессионального мастерства.
5. В чем смысл диагностики воспитанности? С помощью чего и как осуществляется диагностика воспитанности?
6. Охарактеризуйте показатели, по которым можно судить о степени воспитанности занимающихся. Определите показатели и критерии воспитанности для своей учебной группы.
7. Используя предложенные методики (приложение № 4), определите свой уровень нравственной воспитанности. Можно
2?
ли по результатам данных методик судить о степени нравственной воспитанности личности? Почему?
8. Изучите степень проявления личностных качеств в группе занимающихся, на основе полученного результата сформулируйте общую и частные воспитательные задачи, определите пути их решения (форма выполнения задания представлена в приложении № 5)
9. Как составить план воспитательной работы? Покажите это на примере.
Советы по подготовке к занятию:
Вспомните из курса общей педагогики сущность, назначение и требования к применению методов педагогического исследования, имеющих диагностические возможности (педагогическое наблюдение, экспертные оценки и самооценки, изучение учебной документации, опросы устные и письменные (беседы, анкетирование) и др.).
Осуществляя диагностику воспитанности личности занимающихся, следует помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, потому что поступок или действие, взятые вне связи с мотивами, их вызвавшими, не смогут адекватно характеризовать уровень воспитанности.
Изучая степень проявления личностных качеств в группе занимающихся (задание 8), предварительно ознакомьтесь с их характеристиками (приложение № 6).
Литература для подготовки:основная - 3, 8, 12, 14, 25; дополнительная - 5, 7, 15,18, 22,27, 30, 45.