Классификации организационных форм обучения
Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается.
Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и студентов, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Установление форм обучения зависит от других элементов педагогической системы: от целей, содержания, методов и средств, состава учителей и студентов, а также материальных условий обучения.
При классификации организационных форм обучения можно выделить три плоскости их рассмотрения:
формы организации всей системы обучения (системы обучения);
формы организации учебной работы (виды занятий);
формы учебной деятельности студентов.
Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
Формы организации систем обучения развивались по мере развития общества - это индивидуальное обучение (например, сократические беседы), индивидуально-групповое обучение (например, схоластическое обучение), групповое обучение (например, классно-урочная, белл-ланкастерская, маннгеймская, батавская системы), и индивидуализированное обучения (например, Далтон-план, метод проектов, экспериментальная школа Д.Дьюи, план Трампа и др.).
Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально (например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение студента, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте). Примером такого способа обучения в современных условиях является работа с "отстающими", репетиторство.
Начиная с XVI века индивидуальное обучение постепенно уступает место индивидуально-групповому, при котором преподаватель занимался с целой группой детей, однако учебная работа тоже носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различной подготовки. Преподаватель поочередно спрашивал у каждого студента пройденный материал, объяснял новое, давал индивидуальное задание, в то время как остальные занимались своим делом. При такой организации обучения дети могли приходить на занятия в различное время года, а также в разное время дня. Подобная организация учебной работы могла существовать до тех пор, пока обучение не принимало массового характера, а ограничивалось лишь выработкой простейших навыков чтения, письма и счета.
Развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекло за собой возникновение форм группового обучения детей. Одной из первых таких форм явилась организация группового (коллективного) обучения детей, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI в.) и стала зародышем классно-урочной системы учебной работы.
В Европе и США в начале ХХ в. было апробировано много систем индивидуализированного обучения, направленных на обеспечение индивидуальной активной самостоятельной учебной работы.
Подробнее данное значение категории "формы организации обучения" раскрываются далее.
Формы организации учебной работы (виды занятий)
Под формами организации учебной работы в современной теории обучения понимается законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.
Формы организации учебной работы можно разделить на основные и дополнительные. Основной формой организации учебной работы в рамках классно-урочной системы обучения является урок, поскольку он:
является наиболее разработанной формой в педагогической теории и практике;
имеет множество вариантов, позволяющих осуществлять разнообразные подходы к организации учебно-познавательной деятельности;
предполагает наличие руководящей и направляющей деятельности преподавателя;
позволяет осуществлять коллективный процесс получения знаний, который с точки зрения теории учебной деятельности является наиболее эффективным.
Наряду с основной, существуют дополнительные формы организации обучения: экскурсия, домашняя самостоятельная работа, факультативные занятия, кружковые занятия, дополнительные занятия, предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.
Дополнительными данные формы организации учебной работы являются в силу того, что их применение в учебном процессе ограничено целям рядом факторов:
используется не по всем предметам (например, лабораторные работы используются только по дисциплинам естественного цикла)
посещаются не всеми учащимися (например, факультатив посещают сильные учащиеся, дополнительные занятия - слабые);
предназначены не для всех возрастных групп (например, кружковые занятия для студентов начального и среднего звена, факультативные занятия для старшеклассников);
являются вторичным по отношению к уроку (на них закрепляется, расширяется, углубляется, повторяется материал, освоенный на уроке)
Формы учебной деятельности студентов
Формы учебной деятельности студентов - это способы организации деятельности студентов, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.
Выделяют следующие формы учебной деятельности студента: фронтальную, индивидуальную и групповую.
Фронтальной формой организации учебной деятельности студентов называется такой вид деятельности преподавателя и студентов на уроке, когда все студенты одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Преподаватель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
Индивидуальная форма организации работы студентов на уроке предполагает, что каждый Студент получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров; написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.
В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий - индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность студента по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими студентами, но в едином для всех темпе; вторая предполагает учебно-познавательную деятельность студентов над выполнением специфических заданий.
Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы студентов. Главными признаками групповой работы студентов на уроке являются:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Если в группе 2 человека, то такая форма деятельности является парной. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять студенты, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами студентов одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.