Понятие малой группы и коллектива
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). Выделяют большие и малые группы.
Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, региональным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам.
Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20–30 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. Отличительными признаками малой группы являются:
- Пространственное и временное соприсутствие людей.
- Наличие постоянной цели совместной деятельности.
- Наличие в группе организующего начала.
- Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
- Наличие эмоциональных отношений между членами группы.
- Выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику.
Рассмотрим классификацию малых групп (рис. 19). Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Рис. 19. Классификация малых групп
Различают естественные группы, которые складываются сами по себе, и лабораторные, создаваемые экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы.
Естественные группы делятся на формальные и неформальные.
Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.
В зависимости от ценности группы для индивида малые группы делятся на группы членства (где индивид присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет существующих в ней установок, отношений и т.д.) и референтные группы (выступающие для индивида как эталон, образец для поведения и самооценки.). В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции:
- социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов;
- нормативную функцию, т.к. референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
Одним из важных оснований для классификации групп является характер организации, регулирующей взаимодействие членов группы. По этому основанию выделяют следующие реальные контактные группы: конгломераты, ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.
Конгломераты – это неорганизованные или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчинённый достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определённом виде деятельности (трудовой, учебной).
Корпорация – это группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп. Примерами корпорации являются шайки воров, религиозные общины. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых и учебных группах. При этом группа приобретает черты группового эгоизма группового индивидуализма.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, чёткого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. К слаборазвитым относятся условные (искусственно выделяемые исследователем объединения людей) и лабораторные группы (последнее часто лишь на первых этапах их функционирования).
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду высоких требований: успешно справляться с возложенными на неё задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
В этой группе должны сформироваться коллективистские отношения, которые определяются через понятия нравственности, организованности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, эффективности и информированности.
Под нравственностью имеется в виду построение внутри коллективных и вне коллективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.
Ответственность означает добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека, независимо от того, является ли он членом данного коллектива или нет. Ответственность проявляется также в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своём коллективе.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Под контактностью понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, бесконфликтном распределении обязанностей между ними, хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы.
Информированность означает хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе, знание задач стоящих перед коллективом, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.
Исходя из вышеизложенного, дадим определение коллективу.
Коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности, и в этом его основное психологическое отличие от других групп.
Большинство исследователей согласно в определении основных признаков коллектива.
Во-первых, это объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели. Во-вторых, это объединение носит добровольный характер, т.е. под ним понимается сознательное, активное формирование межличностных отношений на основе общей деятельности. В-третьих, существенными признаками коллектива является его целост-ность, а также то, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. В-четвертых, коллектив представляет собой форму взаимоотношений между его членами, обеспечивающую принцип развития личности вместе с развитием коллектива.
Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значительным для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, подходе к целям и задачам совместной деятельности. Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.