Этапы самосовершенствования
1этап –создание эталона (идеала) деятельности и поведения, которому учащийся, юный спортсмен хотел бы подражать.
2 этап -самопознание и формирование самооценки. Онвключает:
• осознание подростком своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует развития сил и способностей;
• изучение самого себя и соответствия своей личности требованиям, предъявляемым деятельностью и обществом.
Решения этих задач происходит через самопознание, самоанализ и самооценку.
Самопознание исамоанализ совершается:
• в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами, при тестировании своих качеств и достижений;
• при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности);
• в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.
Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего. Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки
Самооценка- это оценка самого себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка является одним из регуляторов поведения человека, от нее зависит взаимоотношение человека с окружающим миром, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности юного спортсмена. Она также позволяет ему увидеть расхождение между своими притязаниями и реальными возможностями.
Существует самооценка текущая (актуальная), которая складывается из осознания и оценки того, что человеком достигнуто на данный момент, и самооценка потенциальная (уровень притязаний) - что я могу достичь.
Самооценка еще складывается из двух составляющих. Первая составляющая - оценка человеком своих качеств по какой-то шкале или шкалам. Эту составляющую обычно и рассматривают как самооценку. Но в то же время у самооценки есть еще одна, более фундаментальная составляющая. Она называется самопринятием или себя-принятием. Самопринятие - это уже отношение к себе, к собственным достоинствам и недостаткам.
Человек может принимать себя или не принимать. Это называется положительным и отрицательным самопринятием.
Положительное самопринятие способствует легкости общения, человек более снисходительнее относится к недостаткам окружающих и лучше видит их достоинства. Он объективнее в оценке других. Главное же свойство положительного самопринятия - объективная оценка своих качеств.
При отрицательном самопринятии образуется "комплекс самонеприятия" (часто отождествляемый с комплексом неполноценности). У человека присутствует постоянная необходимость сравнивать себя с другими по тем или иным качествам с бессознательной целью найти утешение. Возникает аффективный диссонанс, который требует своего разрешения в бессознательном. В результате этого вторая составляющая самооценки у такого субъекта неадекватна: оценка качеств либо крайне завышена, либо крайне занижена и очень неустойчива, переходя из одной крайности в другую. При отрицательном самопринятии любая деятельность на людях становится самоутверждением. Наиболее полное удовлетворение мы получаем, когда совершаем поступки в соответствии с нашей оценкой качеств (автопортретом).
По известной формуле У. Джемса: Самооценка = Успех / Притязания.
Следовательно, самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.
Достижению задач второго этапа служат разнообразные виды деятельности подростков, циклы бесед о морали и нравственности, о жизни, помогающие осознать практический опыт. Кроме бесед, в воспитательной работе используются встречи с лучшими спортсменами, различного рода вечера, конференции, диспуты, помогающие юным спортсменам оценивать свое поведение. Когда воспитаннику ясно, почему та или иная деятельность необходима, изменяется и его отношение к делу, окружающим людям, к самому себе. На этой основе возникает желание заниматься самовоспитанием, интерес к нему. Но в то же время развивается самосознание, определяются идеалы, цели жизни, т.е. формируются внутренние факторы, регулирующие ход самовоспитания. На данном этапе возникает потребность в работе над собой, и педагог помогает подросткам выявить их положительные и отрицательные качества, осознать, какие последствия в будущем может дать их терпимое отношение к своим слабостям, знакомит с людьми, обладающими положительными качествами, вызывая желание походить на них, и т.д.
3 этап.На третьем этаперазрабатывается программа самосовершенствования, где определяются цель, задачи, средства и методы их достижения.
Таблица 6.
Программа по самосовершенствованию(вариант).
№ п/п | Направления самосовершенствования | Задачи самосовершенствования | Средства и методы | Отметки о выполнении |
1. 2. 3. 4. | Совершенствование технико-тактических действий Развитие необходимых двигательных качеств: … Формирование волевых и других черт характера: …. Формирование знаний по истории и теории вида спорта: … |
4 этап. На четвертом этапе осуществляется реализация выработанной программы самосовершенствования. Он предусматривает формирование у юных спортсменов осознанного стремлению к самосовершенствованию, комплексное использование методов самосовершенствования и организацию практических занятий по овладению ими.Только деятельность, соответствующим образом организованная педагогами, превращает желание стать лучше в потребность в самовоспитании, помогает сделать планы самосовершенствования реальностью. Лишь при этом условии субъект деятельности может из объекта превратиться в субъект воспитания, из формируемой в личность, создающую себя.
Программа самосовершенствования реализуется с помощью приемов, которые делят на две группы:
• первая группа - приемы самостимулирования (самовнушения, самоодобрения, самоубеждения);
• вторая группа – приемы самопринуждения (самоосуждения, самозапрещения, самонаказания).
Достигнутые результаты самосовершенствования фиксируются в устной и письменной форме (дневник тренировок).
• Нравственная культура личности
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать.
Целью и результатом нравственного становления личности является нравственная культура. В современной науке существуют различные определения культуры, в том числе и нравственной. Происходит от лат. «cultura», что означает обрабатывание, воспитание, почитание.
Нравственная культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.
Как сложная интегральная характеристика личности нравственная культура имеет свою структуру, в которой выделяют:
• когнитивный компонент (сформированность знаний о нравственности, нравственных нормах, качествах личности);
• эмоциональный компонент (принятие человеком норм общества);
• поведенческий компонент (реализация нравственных норм в поведении);
• результирующий компонент (уровень развития нравственных качеств и поведение позволяет человеку жить в гармонии с собой и другими людьми).
К нравственным качествам современного человека можно отнести чуткость и отзывчивость, доброту и честность, способность к сопереживанию, уважение к людям в сочетании с требовательностью к ним, дисциплинированность и культуру поведения.
Спорту присущ высокий нравственный потенциал. Это обусловлено тем, что это сфера, в которой особенно важно соблюдать нравственные нормы и принципы. Спорт – это область соревновательной деятельности, а в ситуациях соревнования, конкурентной борьбы, когда часто возникают различные конфликты, особенно важны нормы поведения, общие соглашения относительно допустимых способов действия в достижении победы.
Но спорт не только сфера, в которой важно соблюдать нравственные нормы и принципы. Спортивная деятельность создает условия для формирования и развития нравственного сознания, нравственных убеждений и отношений, нравственного поведения, нравственной культуры в целом. В основе спорта лежит соперничество и стремление к достижению победы в соревновании. Когда победа достигнута в честном соперничестве при соблюдении нравственных норм и принципов, она формирует и подкрепляет нравственные качества: честь, достоинство, справедливость, ответственность и др. В спортивных соревнованиях спортсмен часто оказывается в таких условиях, когда он, находясь в крайней степени эмоционального напряжения, должен осуществить нравственный выбор: оказать или не оказать необходимую помощь товарищу или сопернику, довести или не довести борьбу до конца, если личный результат уже не будет высоким, пожертвовать или не пожертвовать личным успехом ради успеха команды и т.п. [8].
Е.П.Ильин отмечает, что формирование нравственных качеств личности требует соблюдения, по крайней мере, трех условий:
• приобретение учащимися, юными спортсменами знаний о нравственном поведении («что такое хорошо, и что такое плохо»);
• правильная организация жизнидеятельности юными спортсменами, школьниками, приобретение ими положительного опыта нравственного поведения;
• выработка у учащихся и юных спортсменов социальной потребности нравственного поведения.
Он выделяет этапы формирования нравственного поведения.
Первый этап - вынужденное принятие требований, предъявляемых к учащимся и юным спортсменам педагогами.
Второй этап – воспитанник принимает требования добровольно, осознавая свои обязанности, однако эти требования остаются для него внешними побудителями поступков.
Третий этап – нравственные требования, идущие от педагога, становятся личными, внутренними требованиями. Вырабатывается система убеждений и идеалов.
Четвертый этап – учащийся, юный спортсмен активно воздействует на окружающих, стремясь изменить их поведение согласно своим убеждениям и идеалам [5].
• Эстетическая культура личности
Эстетическая культура личности представляет собой единство эстетических знаний, убеждений, чувств, норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Структуру эстетической культуры личности составляют:
• когнитивный компонент (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);
• эмоциональный компонент (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования, эстетический вкус);
• поведенческий компонент (последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом);
• результирующий компонент (изменение окружающей среды по законам эстетики).
По содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.
Эстетическая культура личности проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности
Под формированием эстетической культуры личности понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
Физическая культура представляет для формирования эстетической культуры личности широкий круг возможностей. Красота тела спортсмена, гармония высоко координированных движений, сочетание четкого ритма и быстроты, наконец, эстетика спортивного подвига — все это прямо относится к области красоты. Целый ряд спортивных упражнений соответствует самым высоким канонам искусства, таковы: художественная гимнастика, танцы на льду, фигурное плавание, женская акробатика, прыжки в воду и т.п. Даже бег по дистанции высококлассного спортсмена, в частности средневика, производит впечатление действия по законам красоты, благодаря технике, где легкость, изящество движений сочетаются со стремительностью и длительным поддержанием высокого темпа [11].
Формирование эстетической культуры личности средствами физической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в двигательной деятельности и окружающей действительности.
Методические приемы, используемые для формирования эстетической культуры:
• чистый, красивый вид спортивного зала, спортивного школьного городка, стадиона, площадок;
• аккуратная спортивная форма одежды для своих спортивных команд, класса, преподавателя;
• комментарии учителем, тренером по ходу выполнения ряда физических упражнений их эстетической стороны: красоты, пластики движений, а также гармонии развития красоты тела в процессе физических тренировок;
• формирование правильной осанки, красоты движений;
• использование музыкального сопровождения на уроках физической культуры.
• Культура межнациональных отношений личности и
Патриотизма
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.
Структуру культуры межнациональных отношений личности и патриотизма составляют:
• когнитивный компонент (знания и представления о достижениях Родины и других стран в области спорта, науки, техники, искусства; знания о героическом прошлом нашей страны);
• эмоциональный компонент (гордость за свою Родину; принятие других народов (межнациональная толерантность), желание внести вклад в развитие страны);
• поведенческий компонент (реальная деятельность, направленная на благо Родины, бережное отношение к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; любовь к малой Родине, к родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.);
• результирующий компонент (результаты деятельности по различным направлениям проявления патриотизма и межнациональных отношений).
В отечественной педагогике различают следующие виды патриотического воспитания:
• героико-патриотическое: сохранение памяти о героических событиях, подвигах, формирование уважения к военной профессии;
• гражданско-патриотическое: формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной;
• военно-патриотическое: изучение русской военной истории, воинских традиций, ярких примеров служения Отечеству;
• спортивно-патриотическое: направленность на физическое развитие учащихся, воспитание выносливости, стойкости. Реализуется через формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений;
Физическая культура представляет для формирования культуры межнациональных отношений личности и патриотизма большие возможности. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как средство спортивно-патриотического воспитания. В связи с необходимостью усиления государственной политики в сфере воспитания подрастающего поколения Председателем Госкомспорта России П.А. Рожковым был подписан приказ №519 от 28 декабря 2000 года "О создании координационного совета по спортивно-патриотическому воспитанию при Госкомспорте России".
Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.
Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Методические приемы, используемые для формирования культуры межнациональных отношений личности и патриотизма:
• информирование учащихся, юных спортсменов на уроках и тренировках о выступлении на различных соревнованиях спортсменов города, района, области и страны;
• поощрение учителем и тренером учащихся, спортсменов прилагающих большие усилия для победы команды на уроке, соревнованиях;
• регулярно проводимые соревнования по прикладным видам спорта, декадники оборонно-спортивной работы, военно-спортивные игры;
• проведение на уроках, тренировках подвижных игр народов, проживающих в ближайшем окружении (татар, башкир, удмуртов и т.д.);
• проведение элементов национальных праздников со спортивными забавами («Сабантуй», «Масленица»)
• Физическая культура личности
Физическая культура личности является персонифицированная форма физической культуры.Она является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре.Основываясь на работах отечественных авторов, изучающих физическую культуру личности Виленского М.Я, и Соловьева Г.М. [2], Лубышевой Л.И [7] и других можно определить ее структуру. Она включает в себя:
• когнитивный компонент (уровень теоретических и практических знаний, компетентность в здоровьесбережении и т.п.);
• эмоциональный компонент (концепцию жизни, представляющую собой систему ценностных ориентаций на здоровье и физическое совершенствование);
• поведенческий компонент (ведение здорового стиля жизни, который предполагает активность человека по изменению своего тела, физических способностей (качеств), личностных качеств и функционального состояния посредством занятий физкультурно-спортивной деятельностью);
• результирующий компонент (уровень развития телосложения, физических качеств, степень овладения двигательными действиями, функциональное состояние организма).
Практические задания
1. Что понимается под термином «Культура личности»?
2. Что входит в базовую культуру личности?
3. Составить опорную схему абзаца «культура жизненного самоопределения».
4. В чем заключается педагогический потенциал спортивной деятельности по формированию культуры жизненного самоопределения?
5. Заполнить таблицу «Этапы самосовершенствования в спортивной деятельности»
Этапы | Содержание этапов |
1. этап | |
2.этап | |
3.этап | |
4. этап |
6.Заполнить таблицу по собственному самосовершенствованию
Программа по самосовершенствованию
№ п/п | Направления самосовершенствования | Задачи самосовершенствования | Средства и методы | |
Совершенствование технико-тактических действий Развитие необходимых двигательных качеств. Формирование волевых и других черт характера. Формирование знаний по истории и теории вида спорта | • • • • • | • |
8. Что понимается под нравственной культурой личности?
9.Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
Компоненты нравственной культуры личности | Содержание | ||
когнитивный компонент | реализация нравственных норм в поведении | ||
эмоциональный компонент | сформированность знаний о нравственности, нравственных нормах, качествах личности); | ||
поведенческий компонент | уровень развития нравственных качеств и поведение позволяет человеку жить в гармонии с собой и другими людьми). | ||
результирующий компонент | принятие человеком норм общества |
10. Разработать памятку «Как я на уроке физической культуры и тренировке буду формировать нравственную культуру личности »:
• когнитивный компонент;
• эмоциональный компонент;
• поведенческий компонент.
11.Что понимается под эстетической культурой личности?
12. Разработать памятку «Как я на уроке физической культуры и тренировке буду формировать эстетическую культуру личности »:
• когнитивный компонент;
• эмоциональный компонент;
• поведенческий компонент.
13.Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
Направления патриотического воспитания | Содержание | ||
героико-патриотическое | формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной; | ||
гражданско-патриотическое | изучение русской военной истории, воинских традиций, ярких примеров служения Отечеству | ||
военно-патриотическое | направлено на физическое развитие учащихся, воспитание выносливости, стойкости. Реализуется через формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений; | ||
спортивно-патриотическое | сохранение памяти о героических событиях, подвигах, формирование уважения к военной профессии; |
14. Разработать памятку «Как я на уроке физической культуры и тренировке буду формировать спортивный патриотизм:
• когнитивный компонент;
• эмоциональный компонент;
• поведенческий компонент.
Литература
• Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер,2007. 304 с.
• Виленский М.Я., Соловьев Г.М., Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности: ТиПФК, №3, 2001. – С. 2 – 7.
• Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб.науч. тр; под ред. Газмана О.С. М.: Изд. АПН СССР, 1989. 150 с.
• Газман О.С., Иванов А.В Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя: методические рекомендации. М.: НМО Творческая педагогика, 1992.
• Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена,2000. 486с.
• Крылова Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч.тр.; под ред. Газмана О.С. М.: Изд. АПН СССР. 2002.
• Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации //Теория и практика физ. культуры. 2002. № 3. С.11-14.
• Паршиков А.Т. Спортивная школа как социальная педагогическая система: социальное проектирование. М.: «Советский спорт», 2003. 352 с.
• Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: Владос,2003. 256с.
• Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.И. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманнит.центр ВЛАДОС,2003. Ч.2.256с.
• Теория и методика физической культуры: учебник; под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
• Хозяинов Г.И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для вузов по спец. 022300-Физическая культура и спорт. М.: Академия, 2007. 200 с.
• Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005. 366 с.