Мировые тенденции развития высшего образования

Только за период с 2000 по 2007 г. численность студентов получающие высшее образования в развивающихся странах выросла на 75% и по расчетам экспертов в 2010 г. Будет более 100 млн, по сравнению с 66 млн студентов. В Индии, например, эта численность студенчества приближается к 15 млн (для сравнения, в России – только 7 млн студентов). Уже два десятка развитых стран имеют численность студентов в своих вузах от 1 до 3 млн человек - столько было в СССР.
В ряде стран созданы крупнейшие университеты, особенно в Латинской Америке - в Бразилии, Мексике. Например, в Университете Сан Пауло (Бразилия) - 250 тысяч студентов (для сравнения: в МГУ им. М.В. Ломоносова около 50 тысяч студентов).
Не менее впечатляющей является динамика численности студентов в отдельных развитых странах за этот период. В Китае (который относительно недавно перешел из категории «развивающихся стран» в категорию «развитых стран» мира) число студентов возросло за 7 лет с 8,5 млн до 30 млн. Доля студентов (в соответствующей возрастной группе молодежи) возросла в развивающихся странах Восточной Азии за последние 5 лет в среднем в 5 раз (в Китае – в 24 раза), в Латинской Америке – в 6 раз, в арабских странах – в 3 раза.
Вместе с тем сохраняются низкие показатели охвата молодежи высшим образованием в странах Африки – 6%, а также в ряде стран Азии и Латинской Америки.
Развитие высшего образования в развивающихся странах мира сопровождается как участием государства в его финансировании, так и широким развитием частных вузов. Для сравнения необходимо указать, что затраты на одного студента в среднем составляют: в США – около 11 тыс. $, в России – около 3 тыс. $. В странах Азии они варьируются от 1200 $ в Индии, до 3 тыс. $ в Иране и до 7,5 тыс. $ в Малайзии. В Латинской Америке этот показатель варьируется от 1,6 тыс. $ в Чили, до 3 тыс. $ в Бразилии и до 5 тыс. $ в Мексике.
В африканских странах государственные затраты на одного студента довольно значительны, что является одной из причин низкого охвата молодежи высшим образованием. Так, по данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2007 г. затраты на одного студента составляли: в Того – 1,3 тыс. $, в Чаде – 5,1 тыс. $, а в Эфиопии – 5,6 тыс. $ на одного студента.
Одновременно во многих развивающихся странах резко развился сектор частных вузов. Так, из общего количества вузов, частных вузов: в Аргентине – 24%, в Мексике – 33%, в Колумбии – 50%, в Бразилии и Чили – около 80%.
Среди азиатских стран наибольшая доля частных вузов – на Филиппинах и в Индонезии – 2/3.
В ряде арабских стран в частных вузах обучаются: в Ливане – 50% студентов, в Иордании – 25%, в Египте – 20%.
В странах Африки этот показатель колеблется от 4% в ЮАР и Нигерии до 18 и 24% в Кении и Эфиопии соответственно.
В частности, именно в связи с этим более 80% иностранных студентов из развивающихся стран выезжают на учебу именно в развитые страны мира. Так, от 8 до 20 тысяч студентов выезжают для учебы в развитые страны мира из Эквадора, Аргентины, Иордании, Египта, Ливана, Венесуэлы, Сирии, Саудовской Аравии, Колумбии; от 20 до 30 тысяч – выезжают из Алжира, Бразилии, Таиланда, Вьетнама и Мексики; более 40 тысяч – из Марокко и Малайзии. Только Китай и Индия в 2007 г. направили в развитые страны ОЭСР 570 тысяч своих студентов – соответственно 420 и 150 тысяч.
При этом с учетом создания в развивающихся странах за последние 50 лет довольно значительных собственных университетских систем возникает проблема подготовки в этих странах уже необходимых им специалистов не столько на уровне бакалавриатов, а выпускников магистратуры и Ph.D. Однако для этого требуются уже как достаточно высококвалифицированные научные кадры, так и соответствующего уровня современная учебно-лабораторная и научно-приборная база, которыми абсолютное большинство развивающихся стран не обладают.
В этой связи перед вузами развитых стран мира в большей мере возникает относительно новая задача приема в магистратуры и докторантуры выпускников бакалавриатов из вузов развивающихся стран мира. Это ставит проблемы перед университетами развитых стран мира: ведь во многих случаях приезжающим для обучения в одно-, двухлетней магистратуре студентам необходимо потратить предварительный год для обучения иностранному языку. Поэтому получают преимущество университеты англоязычных стран мира, а также французские и испанские университеты, поскольку в мире существует значительное число франко- и испано-язычных стран. Для решения этой задачи университеты развитых стран мира разрабатывают и реализуют новые образовательные программы. В частности, именно для решения этой проблемы расширения привлечения иностранных студентов около 90% магистратур в Германии реализуются и на немецком, и на английском языках; в Нидерландах есть возможность для иностранных студентов поступать практически на все 100% программ высшего образования на английском языке.
Достаточно новое явление в подготовке иностранных студентов из развивающихся стран – это рост региональной академической мобильности. Это следствие общемировой тенденции интернационализации высшего образования, как в глобальном масштабе, так и на региональных уровнях: возросла роль многих университетов развивающихся стран как центров подготовки иностранных студентов из соседних государств данного региона (да и не только, как это можно видеть на примере китайских университетов).
Так, если в 2000 г. только 10% иностранных студентов из Латинской Америки уезжали в соседние страны, то в 2007 г. – уже 23%. В итоге в странах Латинской Америки обучается около 60 тысяч иностранных студентов, из них около 30 тысяч на Кубе (причем бесплатно). От 8 до 15 тысяч иностранных студентов обучаются в Бразилии, Аргентине и Чили.
Из выезжающих за рубеж африканских иностранных студентов 25% поступают в университеты других африканских государств, и эта численность достигает уже 80 тысяч; правда, из них более 65 тысяч выезжают в ЮАР.
В странах Азии обучается уже более 140 тысяч иностранных студентов, в том числе около 50 тысяч - в Китае (из них большая доля с обучением на английском языке); уже более 15 тысяч иностранных студентов - в Индии.
В арабских странах в 2007 г. обучалось около 80 тысяч иностранных студентов, в том числе в Ливане и Саудовской Аравии - по 23 тысячи, в Иордании - 22 тысячи, в Марокко - 7 тысяч.
В ближайшее десятилетие следует ожидать существенного повышения роли высшего образования Китая, Индии и Бразилии на мировом рынке образовательных услуг. Резкое усиление процессов интернационализации университетов Туниса, Марокко, Египта, Ливана, Таиланда, Аргентины, Мексики, Чили и ЮАР позволит им в ближайшее десятилетие также стать важными привлекательными центрами для иностранных студентов.
В итоге можно привести весьма примечательный факт. Мировой рейтинг качества образования 125 стран мира, составленный Всемирным экономическим форумом (октябрь 2006 г.), оценил потенциал национальных систем образования с точки зрения вклада в формирование «экономики знаний» так, что в «топ-50» вошли 12 развивающихся стран: Малайзия - 10 место, Тунис - 11-е, Катар - 20-е, Индонезия - 23-е, Индия - 25-е, ОАЭ - 32-е, Кения - 37-е, Зимбабве - 39-е, Таиланд - 41-е, Иордания - 44-е места. Для сравнения: США - 15 место, Россия - 54 место.
Вузы развивающихся стран уже вошли даже в элиту мировых рейтингов университетов. Так, в список 200 лучших университетов мира от 2008 г. (газеты «Таймс») включено 6 университетов Китая, 2 – из Индии, по одному университету из Аргентины, Таиланда, ЮАР и России (из США – более 40 университетов).
Вместе с тем, по данным ЮНЕСКО, вузы абсолютного большинства развивающихся стран будут не в состоянии удовлетворить растущий спрос населения на получение высшего образования в ближайшие 10-15 лет. Кроме того, большинство вузов развивающихся стран сегодня не в состоянии предоставлять высшее образование, в полной мере отвечающее требованиям современной модернизации национальных экономик и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.



Наши рекомендации