Сущность и назначение социально-культурной деятельности
Сущность и основные функции культуры
Культура – одно из самых многозначных понятий. Этимология слова связана с древне-латинскими понятиями: обработка, возделывание почвы, почитание, воспитание. Определений понятия «культура» несколько сотен. В отечественной науке для осмысления сущности данного феномена, прежде всего, используются следующие подходы. 1-ый – системный (Ю. Лотман, М. Каган, В. Давидович, Ю. Жданов); 2-ой аксиологический (ценностный) – (Э. Соколов, А. Радугин, Н. Злобин) и деятельностный – (Э. Маркарян, Л. Коган, Э. Баллер). Синтезируя данные подходы ведущий российский философ-культуролог М. С. Каган в монографии «Философия культуры» (2009 г.) определяет культуру как саморазвивающуюся систему материальных и духовных ценностей, искусственную среду, созданную людьми, которая способствует формированию и развитию творческой личности как социального субъекта. Овладевая ценностями культуры, человек наполняет свою жизнь значимыми для него смыслами, преобразовывает в своих интересах окружающий мир и самого себя. Данное определение раскрывает сущность культуры как полифункционального явления.
В научных работах А. Кармина, Э. Соколова, С. Токарева, А. Флиера раскрывается содержание основных функций культуры. Функция с латинского – роль, назначение, осуществление. Все функции культуры носят общественно и личностно значимый характер. Рассмотрим следующие основные функции культуры.
Познавательно-преобразующая функция. Создавая и осваивая ценности культуры человек способен адекватно отразить в собственном сознании окружающий мир, проанализировать явления и закономерности действительности, передавать необходимые знания от одного поколения к другому. Познавая действительность, человек преобразовывает мир, меняет как материальную, так и духовно-социальную стороны жизни. Процесс преобразования и познания человеком действительности и самого себя – это творческий процесс, в котором личность является субъектом.
Вторая функция – коммуникативная. Она связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может полноценно развиваться, так как для этого необходим обмен мыслями, знаниями. Общение является истинной стихией человеческой жизни. Коммуникация – это сложнейший процесс, основанный на сотрудничестве, взаимопомощи, сочувствии. При реализации данной функции формируется единство и общность людей, их убеждений, чувств и идеалов.
Третья функция – информационная. Культура не только «кодирует» мир явлений и помогает передавать информацию через времена и пространства. Она создает условия для ее хранения, накопления, систематизации. Культура способствует развитию общества на основе доступа людей к накопленной информации. Работа с информацией является важнейшим общественным процессом. В современном обществе все сильнее происходит влияние на сознание человека и его поведение средств массовой информации, интернета. Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Четвертая функция – нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации их действий. Ценности и значения, которыми располагает личность, очерчивают поле ее деятельности. Норма – есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек должен действовать. Особенно важны для человека нравственные нормы. Соблюдение таких норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности.
Пятая функция – защитно-адаптивная. Её сущность связана с обеспечением и поддержанием равновесия между человеком и окружающей средой. Человек создает такие средства, которые способны защитить его здоровье от негативного влияния окружающей среды. Так, например, учреждения культуры пропагандируя знания в области экологии, медицины, гигиены помогают адаптироваться человеку в сложных условиях окружающего мира.
Шестая функция – сигнификативная (знаковая). Она обусловлена разумностью человека. Культура вырабатывает запас значений, символов, имен, знаков из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы развития явлений. Для понимания людей мы изучаем их языки, знаки, которыми они пользуются. Так, например, при разработке рекламы, брендов учитываются особенности и стереотипы восприятия людьми тех или иных знаков.
Названные нами функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Их реализация способствует позитивному влиянию культуры на человека и общество.
Сущность и назначение социально-культурной деятельности
Аннотация. Сущность социально-культурной деятельности. Деятельность как основа человеческого бытия. Активность социального субъекта. Деятельность как процесс реализации социальной активности. Социальная активность и социальная деятельность. Понятия: культурная, социально-культурная, культурно-досуговая деятельность. Субъекты социально-культурной деятельности. Характерные черты и назначение социально-культурной деятельности. Содействие социально-культурной деятельности развитию, реализации способностей и возможностей личности в обществе.
Современные российские ученые, такие как Киселева, Красильников, Соколов, Ярошенко выдвигают разные точки зрения на сущность СКД. Но все они сходятся на том, что СКД – это подсистема социализации, культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных), по созданию культурных ценностей (творчеству); развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Социально–культурная деятельность занимает одно из главных мест в практическом труде социального работника; социального педагога, культуролога, социолога, экономиста – менеджера социально – культурной деятельности.
Осмысление сущности понятия СКД возможно лишь на стыке таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика, право, теория управления и др. Социально – культурная деятельность имеет свои, присущие ей черты. Прежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью различных групп людей.
Социально – культурная деятельность обусловлена национально – этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, познавательных, художественных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. СКД реализуется в институциональных и не институциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.
СКД отличается глубокой личностной направленностью. Эта деятельность можно протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность.
Характерные черты СКД: гуманистическая (ради человека, его духовного развития); культурологическая (приобщение к культурным ценностям); развивающая (функциональное развитие личности)
Анализ сущности СКД показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные (простое воспроизведение форм, предметов, способов деятельности) и творческие процессы, которые являются необходимым условием жизнедеятельности человека.
Таким образом, сущность СКД связана с целенаправленной деятельностью по духовному и физическому развитию человека, на основе включения его в разнообразную культурную деятельность, в процесс освоения ценностей духовных и материальных в условиях свободного времени