ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 (тема 1)

Ответ на «вопросы для размышления»: Увы, хамить, делать подлость можно весьма «изящно», по всем правилам этикета.

Последний регулирует лишь внешнее поведение, не проникая в глубины человеческого сердца.

Приложение № 2 (тема 2)

Ответы на практическое задание № 5: а), в), г), д), и).

Приложение № 3 (тема 5)

П.2. Ответы на «вопросы для размышления». Педагогический такт в бе­седе с родителем учитель нарушил в следующих случаях:

- учительница не сочла нужным объяснить отцу девочки, в чем заключе­ны пробелы в ее знаниях,

- учитель не может и не должен делать категорическим тоном такие пес­симистические заявления: «пятерку не будет иметь никогда». Это неверно по существу и по форме,

- в разговоре с отцом учительница проявила неуважение к родителю и нарушила родительские права: «не ходите понапрасну в школу»,

- учительница подтвердила мнение своей ученицы о своей необъективно­сти, предвзятости. Теперь к этому выводу пришел и отец.

П.4. Тест (М.И. Станкин) Сформирован ли у Вас педагогический такт?

Для выявления степени сформированности педагогического такта ответь­те на вопросы теста утверждением «да» или «нет».

1. Чувствительны ли Вы к огорчениям, обидам?

2. Быстро ли Вы забываете о причиненной кому-либо обиде?

3. Зависит ли Ваше настроение от внешних причин?

4. Склонны ли Вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокой­ству?

5. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к Вам проявили несправедливость?

6. Отстаиваете ли Вы интересы несправедливо обиженных школьников?

7. Легко ли Вы впадаете в гнев?

8. Заступаетесь ли Вы за посторонних людей, по отношению к которым
допущена несправедливость?

9. Общительный ли Вы человек?

10. Можете ли Вы сказать, что даже при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

11. Стараетесь ли Вы помириться с тем, кого обидели?

12. Предпримите ли Вы первым шаги к примирению?

13. Можете ли Вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?

14. Может ли трагический фильм так взволновать Вас, что на глазах вы­
ступят слезы?




15. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новым условиям?

16. Сможете ли Вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете,
столь дружески, что он и не заподозрит о Вашем настоящем отношении к
нему?

17. Очень ли Вы переживаете от несправедливости?

18. Относитесь ли Вы к будущему пессимистически?

19. Удается ли Вам при общении с людьми создавать определенное на­строение?

20. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

21. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?

22. Можно ли сказать, что Вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?

23. Удается ли Вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?

24. Совершаете ли Вы внезапные, импульсивные поступки?

Ключ к тесту Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 2, 4, 6, 8,

9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на
вопросы 3, 5, 7, 13, 18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.

12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспита­тельное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.

16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако преподавателю не достает педагогической находчи­вости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.

20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым пе­дагогическим умением преподавателя. Легче устанавливается деловой кон­такт со школьниками, но более сложно достигается психологический кон­такт.

24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт становится

привычкой, устойчивой чертой характера учителя.

Приложение № 4 Контрольный блок(ответы) За каждый ответ присуждается определенное число баллов. Суммируйте Ваш результат.

1. а) 5, б) 3, в) 1; 2. а) 3 б) 5, в) 1; 3. а) 1, б) 5, в) 3; 4. а) 5, б) 3, в) 1; 5. а) 3, б) 5, в) 1; 6. а) 3 б) 1, в) 5; 7. а) 5, б) 3, в) 1; 8. а) 3, б) 3, в) 5; 9. а) 5, б) 1, в) 3;

10. а) 5, 6)3, в) 1; 11. а) 5, 6)3, в) 1.

45-55 баллов - Ваши методы и средства полностью согласуются с педаго­гической этикой.

30-45 баллов - методы и средства достаточно эффективные в некоторых случаях, но стоят на грани приемлемых с позиции практической этики. Вам необходимо пересмотреть некоторые свои позиции в отношении к ребенку.

10-30 баллов - методы и средства, которыми Вы руководствуетесь, проти­воречат педагогической этике. Возможно, Вы не совсем понимаете свое предназначение. Педагог ли Вы?

Приложение № 5

Примерная тематика рефератов

1. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и пе­дагогической мысли.

2. Современный учитель и его нравственно-этический облик.

3. Гуманные педагогические технологии.

4. Всемирная Конвенция о правах ребенка и российский школьник.

5. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.

6. Роль этикета и культуры поведения в деятельности современного учи­теля.

7. Этика общения педагога и учащихся на уроке.

8. Психологические основы педагогического такта.

9. Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении.

10.Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога.

11.Проблемы формирования нравственной устойчивости личности школьника в условиях современного общества.

12.Психолого-педагогическая характеристика нравственных идеалов учащихся.

13.Роль учителя в преодолении конфликтов между учащимися.

14. Способы преодоления возможных конфликтных ситуаций между учи­телем и родителями учеников.

15. Гуманное отношение к ребенку на рубеже XXI века.

16. Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспита­ния.

17. Идеи классиков педагогики о роли нравственного воспитания в раз­витии и формировании личности.

18. Развитие и формирование гуманных взглядов и убеждений будущего учителя.

19. Взаимосвязь человеческих и профессиональных качеств учителя.

20. Проблемы создания этико-психологического климата в пе­дагогическом коллективе.

Наши рекомендации