ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 (тема 1)
Ответ на «вопросы для размышления»: Увы, хамить, делать подлость можно весьма «изящно», по всем правилам этикета.
Последний регулирует лишь внешнее поведение, не проникая в глубины человеческого сердца.
Приложение № 2 (тема 2)
Ответы на практическое задание № 5: а), в), г), д), и).
Приложение № 3 (тема 5)
П.2. Ответы на «вопросы для размышления». Педагогический такт в беседе с родителем учитель нарушил в следующих случаях:
- учительница не сочла нужным объяснить отцу девочки, в чем заключены пробелы в ее знаниях,
- учитель не может и не должен делать категорическим тоном такие пессимистические заявления: «пятерку не будет иметь никогда». Это неверно по существу и по форме,
- в разговоре с отцом учительница проявила неуважение к родителю и нарушила родительские права: «не ходите понапрасну в школу»,
- учительница подтвердила мнение своей ученицы о своей необъективности, предвзятости. Теперь к этому выводу пришел и отец.
П.4. Тест (М.И. Станкин) Сформирован ли у Вас педагогический такт?
Для выявления степени сформированности педагогического такта ответьте на вопросы теста утверждением «да» или «нет».
1. Чувствительны ли Вы к огорчениям, обидам?
2. Быстро ли Вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
3. Зависит ли Ваше настроение от внешних причин?
4. Склонны ли Вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
5. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к Вам проявили несправедливость?
6. Отстаиваете ли Вы интересы несправедливо обиженных школьников?
7. Легко ли Вы впадаете в гнев?
8. Заступаетесь ли Вы за посторонних людей, по отношению к которым
допущена несправедливость?
9. Общительный ли Вы человек?
10. Можете ли Вы сказать, что даже при неудаче Вы не теряете чувство юмора?
11. Стараетесь ли Вы помириться с тем, кого обидели?
12. Предпримите ли Вы первым шаги к примирению?
13. Можете ли Вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?
14. Может ли трагический фильм так взволновать Вас, что на глазах вы
ступят слезы?
15. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новым условиям?
16. Сможете ли Вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете,
столь дружески, что он и не заподозрит о Вашем настоящем отношении к
нему?
17. Очень ли Вы переживаете от несправедливости?
18. Относитесь ли Вы к будущему пессимистически?
19. Удается ли Вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
20. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?
21. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?
22. Можно ли сказать, что Вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
23. Удается ли Вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
24. Совершаете ли Вы внезапные, импульсивные поступки?
Ключ к тесту Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 2, 4, 6, 8,
9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на
вопросы 3, 5, 7, 13, 18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.
12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.
16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако преподавателю не достает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.
20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением преподавателя. Легче устанавливается деловой контакт со школьниками, но более сложно достигается психологический контакт.
24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт становится
привычкой, устойчивой чертой характера учителя.
Приложение № 4 Контрольный блок(ответы) За каждый ответ присуждается определенное число баллов. Суммируйте Ваш результат.
1. а) 5, б) 3, в) 1; 2. а) 3 б) 5, в) 1; 3. а) 1, б) 5, в) 3; 4. а) 5, б) 3, в) 1; 5. а) 3, б) 5, в) 1; 6. а) 3 б) 1, в) 5; 7. а) 5, б) 3, в) 1; 8. а) 3, б) 3, в) 5; 9. а) 5, б) 1, в) 3;
10. а) 5, 6)3, в) 1; 11. а) 5, 6)3, в) 1.
45-55 баллов - Ваши методы и средства полностью согласуются с педагогической этикой.
30-45 баллов - методы и средства достаточно эффективные в некоторых случаях, но стоят на грани приемлемых с позиции практической этики. Вам необходимо пересмотреть некоторые свои позиции в отношении к ребенку.
10-30 баллов - методы и средства, которыми Вы руководствуетесь, противоречат педагогической этике. Возможно, Вы не совсем понимаете свое предназначение. Педагог ли Вы?
Приложение № 5
Примерная тематика рефератов
1. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и педагогической мысли.
2. Современный учитель и его нравственно-этический облик.
3. Гуманные педагогические технологии.
4. Всемирная Конвенция о правах ребенка и российский школьник.
5. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.
6. Роль этикета и культуры поведения в деятельности современного учителя.
7. Этика общения педагога и учащихся на уроке.
8. Психологические основы педагогического такта.
9. Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении.
10.Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога.
11.Проблемы формирования нравственной устойчивости личности школьника в условиях современного общества.
12.Психолого-педагогическая характеристика нравственных идеалов учащихся.
13.Роль учителя в преодолении конфликтов между учащимися.
14. Способы преодоления возможных конфликтных ситуаций между учителем и родителями учеников.
15. Гуманное отношение к ребенку на рубеже XXI века.
16. Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспитания.
17. Идеи классиков педагогики о роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности.
18. Развитие и формирование гуманных взглядов и убеждений будущего учителя.
19. Взаимосвязь человеческих и профессиональных качеств учителя.
20. Проблемы создания этико-психологического климата в педагогическом коллективе.