Социализация как социально-педагогическое явление
В настоящее время проблема взаимосвязи личности и среды решается следующим образом: личность способна влиять на среду, но и среда влияет на человека, меняет его, предъявляя определенные требования к его поведению. Данный процесс носит название социализации.
Социализация – развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным. Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.
Сущность социализации состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому она принадлежит, благодаря социализации человек становится личностью.
Социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре, все виды коммуникации, с помощью которых формируется социальная природа человека, его способность участвовать в жизни общества.
Социализация характеризуется следующими видами:
1. Стихийная социализация человека происходит под влиянием родительских установок, образа жизни родителей, национальных традиции, обычаев и т.д.
2. Относительно контролируемая, когда государство влияет на процесс социализации своих граждан посредством законодательных, правовых мер, например возраста определения начала образования, службы в армии, ухода на пенсию, вступления в брак и др.
3. Специально контролируемая, когда государство целенаправленно организует воспитательный процесс в специальных учреждениях.
4. Самовоспитание.
З.Фрейд выделил одним из первых психологические механизмы
социализации, к которым отнес: подтверждение, запрещение, имитацию, идентификацию. Он проанализировал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности, взаимоотношений с родителями, с помощью которых формируются и трансформируются в личности культурные ценности. В дальнейшем многие психологи подчеркивали, что ребенок усваивает новый опыт путем исполнения активных ролей (Ж.Пиаже, Д.Мид, Ч.Кули).
Можно выделить следующие социально-педагогические механизмы социализации.
- ребенок усваивает нормы, эталоны поведения, взгляды, стереотипы, характерные для его семьи и ближайшего окружения;
- дальнейшее накопление знаний и опыта происходит в воспитательных организациях, с помощью средств массовой коммуникации;
- в дальнейшем расширение социального опыта происходит под влиянием субкультуры;
- влияние значимых людей.
Процесс социализации свойственен человеку на протяжении всего жизненного пути.
В процессе социализации важную роль играют возрастные переходные этапы от детства к отрочеству, а от него к зрелости, т.е. весь жизненный путь предстает как совокупность переходных циклов. Каждому возрасту соответствует свой тип социализации. Существует 2 стадии социализации: на первой стадии индивид приобщается к обществу, а на второй – играет активную роль в изменении своего окружения.
Агенты социализации - это люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь личности (родители, родственники, учителя, друзья, соседи). Теория У.М.Уэнтворта: социализация через процесс взаимодействия представляет ребенку («новичку») мир взрослых. В процессе социализации взрослые и новички устанавливают между собой определенный порядок: новичок сменяет взрослых агентов социализации на посту субъекта социального контроля.
Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, социального слоя, возраста. К средствам социализации можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, продукты материальной культуры, элементы духовной культуры, стиль и содержание общения, особенности семейного воспитания и др.
Социализация протекает во взаимодействии личности с большим количеством разнообразных условий, влияющих на процесс усвоения культуры. Эти условия можно назвать факторами. А.В.Мудрик выделяет 4 группы факторов: мегафакторы (космос, планета, мир), макрофаторы (страна, этнос, общество, государство), мезофакторы (тип поселения, принадлежность к аудитории средств массовой коммуникации, субкультуре) и микрофакторы (семья, друзья, образовательные учреждения, общественные и религиозные организации).
Многими исследователями выделяется еще такой фактор социализации как трудовая деятельность в которой формируются и ярко проявляются качества личности.
Социализация ребенка осуществляется в результате постоянного
взаимодействия всех факторов, а не путем одностороннего влияния на личность. В последние годы большое значение в западной социологии и педагогике приобретает понятие экономической среды. Данная среда представляется в виде взаимоотношений нескольких сред. Например, для ребенка это взаимоотношения между его домом, школой, кружками, группой сверстников, детской организацией, а для взрослого – между его семьей, профессиональной и общественными средами.
Н.Смелзер доказал, что успешное развитие социализации обусловлено тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму.
Процесс социализации оказывает позитивное влияние на развитие личности в том случае, если личность проявляет свою активную позицию, а это возможно при условии, когда в процессе общественных отношений ребенок удовлетворяет свои материальные и духовные потребности. Успешность процесса социализации зависит от внутреннего, психического состояния личности и от постоянного взаимодействия с различными средами.