Роль рефлексии в становлении познавательной деятельности
Изучению и разработке проблемы рефлексии посвящены работы В. В. Давыдова, Г. А. Голицына, А. З. Зака, И. С. Кона, С. Ю. Степанова, И. Н. Семенова, В. Столина, Б. Д. Эльконина и др.
На определенном этапе развития человек приобретает способность осознать себя как субъекта деятельности, моделировать свое поведение. Такие качества личности не возникают спонтанно, а являются результатом планомерной внутренней работы. Самостоятельные же суждения, определение своего места в жизни, осознание своего «я» появляются только в процессе самоосознания, т.е. рефлексии. В целом развитие мышления, памяти, воображения происходит только при «внутренней обработке знания» и появлении нового, характерного только для человека явления – соотнесения знания и внутреннего духовного опыта. Только такое, пропущенное через себя знание, не забывается и постоянно пополняется, что и является целью учителя в процессе обучения. Следовательно, рефлексивные процессы не только являются показателем осознанного отношения к процессу обучения, но и являются инструментом, посредством которого осуществляется формирование личности.
В самом широком, общеупотребительном значении, термин «рефлексия» дан в словарях, например в «Энциклопедическом словаре»: «Рефлексия (от позд. лат. reflexio – обращение назад, отражение) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью. Рефлексия, в конечном счете, осознание практики, предметного мира, культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии».
Опираясь на исследования А. З. Зака и В. В. Давыдова (1991), в качестве одного из определений рефлексии школьника можно дать следующее. Рефлексия школьника – анализ способов и результатов собственной деятельности, при построении и разрешении проблемной ситуации.
Столкновение ученика с проблемной ситуацией на уроке должно организовываться учителем постоянно. И познавательная деятельность учащихся, таким образом, будет являться процессом разрешения проблемных ситуаций и рефлексирования.
К данному определению рефлексии школьника можно также добавить, что это еще и способность устанавливать границы собственной деятельности при решении учебной задачи с помощью обобщенного способа мыслительной деятельности.
Изучение рефлексии кроме связи с понятием «рефлексия школьника» связано еще и с понятием «рефлексивная позиция». Под рефлексивной позицией понимается целостная, интегративная характеристика собственного образа «я», образа других людей, анализ своей ситуации взаимодействия, которая определяет мировоззрение, принципы, поступки человека.
Несомненно, для формирования рефлексивной позиции в познавательной деятельности ученика и в целом рефлексии школьника необходима организация учителем предварительного обсуждения в классе различных способов решения учебных задач. И интенсивное развитие рефлексии школьника происходит в том случае, если он производит умозаключение о том, насколько сходны или различны решения задач, в чем совпадают или не совпадают условия.
Рассматривая развитие рефлексивных способностей в системе субъект субъектных отношений в образовательном процессе предметом общения являются не знания, а понимание знаний, ощущение от восприятия собственного понимания, поэтому большинством исследователей предлагается «единицей учения» считать суждение. Овладение суждением предполагает следующие этапы, основанные на разных типах рефлексии:
1. Осмысление учащимися оснований (принципов) конструирования суждений (личностная и интеллектуальная рефлексия);
2. Организация активного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в ходе обмена суждениями (коммуникативная и личностная рефлексия);
3. Соотнесение вариантов суждения, поиск оптимальных формулировок, идей, мыслей, мнений, точек зрения (интеллектуальная и личностная рефлексия).
Таким образом, в педагогических исследованиях под рефлексией понимают компонент мышления (или интеллектуальной деятельности ученика), ориентированный на осознание себя в системе познавательной деятельности и межличностной коммуникации.
Рассматривая рефлексию как важнейший компонент в становлении познавательной деятельности учащихся, следует отметить и важную роль процесса формирования мотивации учения школьников, без которого учебная деятельность невозможна.
Напомню, что мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Познавательная деятельность учащихся является обязательной составляющей деятельности учебной, которая должна осуществляться школьниками на определенном уровне сформированности мотивации учения.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика или класса в целом. Формирование мотивации не следует понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Итак, мы выяснили, что рефлексия связана с осознанием содержания и структуры своей собственной деятельности.