Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе

• Воспитание как специально организованная деятельность по до­стижению целей образования • Цель и задачи гуманистического вое- ( питания • Сущность личности в гуманистической концепции воспита­ния • Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих цен­ностей • Тенденции и принципы гуманистического воспитания

§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природ­ных и общественных, внутренних и внешних, независимых и за­висимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассив­ное существо, он выступает как субъект своего собственного фор­мирования и развития.

Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в ши­роком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в уз­ком смысле рассматривается как специально организованная дея­тельность педагогов и воспитанников по реализации целей обра­зования в условиях педагогического процесса. Деятельность пе­дагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умствен­ное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависи­мости от различных направлений воспитательной работы в обра­зовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физи­ческое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспи­тание в детских, юношеских организациях, воспитание в специ-




Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе 227

альных образовательных учреждениях1. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависи­мости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуа­листическое и другое воспитание.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуаль­ные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются един­ство и согласованность всех социальных институтов; ребенок рань­ше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория автори­тарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представи­телей этой теории был немецкий педагог И.Ф.Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из сто­роны в сторону"; управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж.Рус-ео. Он и его последователи призывали уважать в ребенке расту­щего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе вос­питания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория сти­хийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, осно­вополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на

1 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. — М., 1993. — С 165.

8*



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса

Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе 229



гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельно­сти и самоуправления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для диф­ференциации обучения и воспитания. Устремления воспитатель­ных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали вни­мание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педа­гогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государ­ственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием рас­тущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторита­ризм педагогов.

Преодоление этих недостатков требует разработки гуманисти­ческой концепции воспитания.

§ 2. Цель и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отноше­ний между участниками педагогического процесса. Для обозна­чения таких отношений употребляется термин "гуманное воспи­тание". Последний предполагает особую заботу общества об об­разовательных структурах.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривает­ся как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмо­циональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее само­сти и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соот­ветственно две стороны самосозидания.

Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индиви­дуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных пси­хических состояний, которые осуществляются с помощью само­познания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний план развития личности, и прежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как ши-

рота и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приоб­ретенных на их основе личностных качеств. Социумность дости­гается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.

Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее "Я", которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гумани­стического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореа­лизации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для само­развития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уни­кальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулиров­ке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влия­ние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за рас­крытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в са­моразвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гу­манистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

§ 3. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания

Понятие "личность" является не только понятием, отражаю­щим фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим идеал человека. Идеал куль-



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса

Наши рекомендации