Классификация закономерностей обучения

Для выяснения логической основы классификации много­численных и многоплановых закономерностей обучения созда­стся модель1. В ней процесс обучения рассматривается как сис­тема, компонентами которой являются различные стороны (ас­пекты, характеристики) целостного процесса (рис. 33).



Классификация закономерностей обучения - student2.ru

Дидак­тический компонент

Гносеоло­гический компонент

Психоло­гический омпонент

Учебно-воспитательный процесс на уроке

Социоло­гический

Киберне­тический компонент

Органи­зационный компонент


Уже в первобытном обществе были правила выявлены некоторые ..........................

обучения, действующие и в совре­менной школе.

В активной педагогике сформулиро- закономерностей ваны многие важные обобщения, по­служившие основой сформулирован­ных позже ........................... обучения.

Я. А. Коменский представляет дидак­тику в виде системы правил, сгруппи­рованных по тематическому признаку:

Ф.А. Дистервег доводит количество зз правил до ............................ и фуппи- учителю,

рует их по объектам по отношению к: предмету,

1) ........................ 2) ............................. ученику

3) .......................

II. Заполните пропуски

Э. Торндайк сформулировал 3 закона: 1) ................ 2) .............. 3) ................

эффекта,

готовности,

Э. Мейман сформулирован 3 закона: 1) ................ 2) .............. з) ................

повторения

Закон Халла выражает связь между .......................... и ...........................

силой навыка количеством проб

Рис. 33

1 См.: Подласый И.П. Закономерности обучения и повышение качества знаний. — Киев, 1982.

I

1. Дидактический компонент, обобщающий собственно ди­
дактические (содержательно-процессуальные) характеристики
процесса, такие, как цели, содержание, виды, методы, средст­
ва, способы, формы и т. д. обучения.

2. Гносеологический компонент процесса, определяющий его
в аспекте познания учащимися под руководством учителя объ­
ективной действительности, фактов и законов природы и об­
щества, самих себя.

3. Психологический компонент процесса, относящийся пре­
имущественно к внутренней, психической (познавательной)
деятельности учащихся в процессе обучения.

4. В кибернетическом аспекте находят отражение все много­
образие связей, существующих в учебном процессе, циркуля­
ция информационных потоков, а главное — управление усвое­
нием информации.

5. Социологический компонент системы охватывает отноше­
ние между участниками учебного процесса. В данном компо­
ненте отражается не только конкретное взаимодействие учите­
лей и учащихся, но и более общие социальные взаимосвязи —
направленность, социальная значимость обучения и т. д.

6. Организационный компонент, отражающий учебный про­
цесс в аспекте интеллектуального труда. Сюда относятся: орга­
низация учебного и преподавательского труда, их материально-
техническое оснащение, стимулирование, производительность,
рентабельность и т. д.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономер­ности, охватывающие своим действием всю систему, называют­ся общими, те же, действие которых распространяется на от­дельный компонент (аспект) системы, — частными (конкрет­ными). В числе конкретных закономерностей процесса обуче­ния выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социо­логические, организационные.

Общие закономерностипроцесса обучения характеризуются:

• выделением генеральных или комплексных факторов,
обусловливающих своим воздействием продуктивность обуче­
ния;

• вполне определенным, не допускающим ложных толкова­
ний выделением сущностей и фиксаций общих связей между
ними;

• лаконичностью и точностью формулировок.

Этим требованиям отвечают следующие общие закономер­ности процесса обучения.

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития об­щества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от: а) обще­ственных потребностей и целей обучения; б) темпов социаль­ного и научно-технического прогресса; в) возрастных возмож­ностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических воз­можностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала;

в) организационно-педагогического воздействия обучающих;

г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) зна­ний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных воз­можностей (обучаемости) учащихся; е) материально-техничес­кого обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности об­ратных связей в системе обучения; б) обоснованности коррек­тирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стиму­лов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономи­ческих, педагогических) стимулов1.

Сфера действия частных(конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без коммен­тариев.

1 См.: Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического про­цесса. — Киев, 1991.

Наши рекомендации