Классификация закономерностей обучения
Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создастся модель1. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны (аспекты, характеристики) целостного процесса (рис. 33).
Дидактический компонент |
Гносеологический компонент |
Психологический омпонент |
Учебно-воспитательный процесс на уроке |
Социологический |
Кибернетический компонент |
Организационный компонент |
Уже в первобытном обществе были правила выявлены некоторые ..........................
обучения, действующие и в современной школе.
В активной педагогике сформулиро- закономерностей ваны многие важные обобщения, послужившие основой сформулированных позже ........................... обучения.
Я. А. Коменский представляет дидактику в виде системы правил, сгруппированных по тематическому признаку:
Ф.А. Дистервег доводит количество зз правил до ............................ и фуппи- учителю,
рует их по объектам по отношению к: предмету,
1) ........................ 2) ............................. ученику
3) .......................
II. Заполните пропуски
Э. Торндайк сформулировал 3 закона: 1) ................ 2) .............. 3) ................ |
эффекта,
готовности,
Э. Мейман сформулирован 3 закона: 1) ................ 2) .............. з) ................ |
повторения
Закон Халла выражает связь между .......................... и ........................... |
силой навыка количеством проб
Рис. 33
1 См.: Подласый И.П. Закономерности обучения и повышение качества знаний. — Киев, 1982.
I
1. Дидактический компонент, обобщающий собственно ди
дактические (содержательно-процессуальные) характеристики
процесса, такие, как цели, содержание, виды, методы, средст
ва, способы, формы и т. д. обучения.
2. Гносеологический компонент процесса, определяющий его
в аспекте познания учащимися под руководством учителя объ
ективной действительности, фактов и законов природы и об
щества, самих себя.
3. Психологический компонент процесса, относящийся пре
имущественно к внутренней, психической (познавательной)
деятельности учащихся в процессе обучения.
4. В кибернетическом аспекте находят отражение все много
образие связей, существующих в учебном процессе, циркуля
ция информационных потоков, а главное — управление усвое
нием информации.
5. Социологический компонент системы охватывает отноше
ние между участниками учебного процесса. В данном компо
ненте отражается не только конкретное взаимодействие учите
лей и учащихся, но и более общие социальные взаимосвязи —
направленность, социальная значимость обучения и т. д.
6. Организационный компонент, отражающий учебный про
цесс в аспекте интеллектуального труда. Сюда относятся: орга
низация учебного и преподавательского труда, их материально-
техническое оснащение, стимулирование, производительность,
рентабельность и т. д.
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.
Общие закономерностипроцесса обучения характеризуются:
• выделением генеральных или комплексных факторов,
обусловливающих своим воздействием продуктивность обуче
ния;
• вполне определенным, не допускающим ложных толкова
ний выделением сущностей и фиксаций общих связей между
ними;
• лаконичностью и точностью формулировок.
Этим требованиям отвечают следующие общие закономерности процесса обучения.
1. Закономерность цели обучения.
Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
2. Закономерность содержания обучения.
Содержание обучения (образования) зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения.
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:
а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала;
в) организационно-педагогического воздействия обучающих;
г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.
4. Закономерность методов обучения.
Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением.
Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.
6. Закономерность стимулирования обучения.
Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов1.
Сфера действия частных(конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев.
1 См.: Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. — Киев, 1991.