Тема 15. функции тренера и требования к его личности
Задачи занятия: 1.Изучить особенности профессии спортивного педагога и рассмотреть круг его обязанностей. 2. Проанализировать качества личности, необходимые спортивному педагогу.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать- содержание обязанностей, которые выполняет спортивный педагог, и перечень наиболее важных его личностных качеств;
уметь- перечислить и оценить важность качеств, которыми должен обладать педагог, провести самооценку данных качеств с целью их развития и совершенствования.
Функции педагога трактуются как его обязанность, круг деятельности, назначение, роль.
В учебно-воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции тренера:
• Административная(обеспечение наполняемости спортивной группы, создание условий для учебно-тренировочной деятельности, ведение планово-отчетной документации, осуществление связи со своим руководством, вышестоящими органами и другими организациями).
• Стратегическая иэкспертная (осуществление кален-дарно-перспективного планирования учебно-тренировочной деятельности; установление возможных, отдаленных спортивных достижений подопечных; определение характера и содержания подготовки к предстоящим календарным соревнованиям; разработка в связи с этим тактико-технических приемов спортивной борьбы с учетом особенностей ожидаемых соперников).
• Обучающая(вооружение техническими и тактическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для избранного вида спорта).
• Воспитывающая(развитие личностных свойств и качеств подопечных, нужных для успеха в спорте и необходимых для последующей после спортивной жизни; формирование и регулирование внутригрупповых отношений; помощь каждому воспитаннику в выработке жизненных целей и путей их достижения; осуществление поощрений и наказаний).
• Представительская(выступление в качестве официального лица, представляющего и защищающего интересы коллектива на соревнованиях и при разнообразных контактах с другими организациями и группами; несение полной ответственности за успехи, действия и поступки вбей группы и отдельных ее членов).
Требования к личности тренерасодержатся в тех качествах, которыми он должен обладать.
• Предпосылками успешной работы служат: любовь к детям, увлеченность профессией, творческий характер мышления, оптимизм.
• Моральные качества: моральная устойчивость, твердость и мужество; справедливость и самокритичность; терпение, искренность и отзывчивость.
• Деловые качества: организованность и деловитость -точность и четкость в планах и действиях; аккуратность во всем
и личная внешняя опрятность; требовательность к себе и учащимся; целеустремленность и инициативность при достижении педагогических целей; решительность и настойчивость при решении возникающих задач учебного, воспитательного и делового плана.
• Коммуникативные качества: основное качество - это интерес к человеку и любознательность; общительность и педагогический такт; наблюдательность, без чего трудно выбрать наилучший стиль и характер общения; выдержка и самообладание в самых сложных педагогических ситуациях; находчивость как результат хорошего ориентирования в быстро меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте функции тренера. Какие из них, по вашем)' мнению, являются наиболее важными для педагогического процесса, а какие - наиболее сложными по их осуществлению и нуждаются со стороны педагога в саморазвитии и самоподготовке ряда личностных качеств (каких?) для успешного их осуществления?
2. Раскройте основные требования к личности и профессиональной подготовке тренера. Как создается и благодаря чему держится на высоком уровне авторитет педагога?
3. Что такое призвание педагога? Каждый ли может стать хорошим тренером? Приведите образцы педагогической доблести (на примере своего вида спорта).
4. В чем «изюминка» высказывания К.Д.Ушинского: «Как бы ни казались обширны требования, которые мы предъявляем воспитателю, но эти требования вполне не соответствуют обширности и важности самого дела».
5. Составьте характеристику «идеального тренера» с целью последующего ее обсуждения.
Советы по подготовке к занятию:
Значительную помощь в осмысливании перечисленных функций и качеств может оказать следующая письменная работа, предваряющая занятие: оцените по пятибалльной шкале у одного из ваших бывших или настоящих тренеров: а) степень
успешности выполнения им своих функций; б) уровень развития каждого из его качеств, указанных в требованиях к личности. Укажите, какие советы на этой основе вы могли бы ему дать.
Примечание: если эта работа выполняется на самом занятии, она может заменить пятый вопрос.
Литература дляподготовки: основная - 4, 8, 12, 14, 24; дополнительная - 3, 10; 29, 35, 38.
ТЕМА 16. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи занятия:1. Рассмотреть содержание профессиональной подготовки спортивного педагога и определить компоненты его профессиональной деятельности. 2. Изучить содержание способностей, которыми должен обладать педагог - общих и специальных, ведущих и опорных.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать- содержание каждого из компонентов педагогической деятельности и перечень способностей, которые обеспечивают успешность этой деятельности;
уметь- раскрыть суть педагогических способностей, оценить степень их сформированности, в том числе у себя, с целью их совершенствования.
Педагогическая деятельностьесть система взаимосвязанных систематизированных и последовательных действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В структуре педагогической деятельности выделяют относительно самостоятельные функциональные виды или компоненты деятельности педагога.
К психолого-педагогическим компонентам педагогической деятельности относят: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический. Успешность воплощения их в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах зависит от степени сформированности педагогических умений и развитости профессиональных способностей педагога.
Педагогические способности- предрасположенность к успешному выполнению педагогической деятельности, основанная на приобретении комплекса знаний, умений, навыков и соответствующем развитии личностных свойств и качеств. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения и применения способов и приемов педагогических действий. Материальной основой способностей являются задатки.
Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности организма, в том числе центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей.
Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
Талант- высокая степень проявления способностей, позволяющая получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной ценностью.
Гениальность- высшая степень творческих проявлений личности, имеющая историческое значение для жизни общества.
Различают общие и специальные способности. Общие способности: интеллектуальные- восприятие, внимание, память, мышление; академические- способность и потребность к широкому усвоению знаний в различных областях науки и культуры; творческие- вариативный подход к решению любой встречающейся задачи, постоянный поиск наиболее разумных и экономичных решений; двигательныеи ряд других. Они обеспечивают успешность формирования специальных способностей в конкретной области человеческой деятельности.
В соответствии с психолого-педагогическими компонентами педагогической деятельности выделяют следующие специальные педагогические способности:
• Проектировочные способностипроявляются в предвидении результатов учебно-юспитательной работы, которое реализуется в полноценном планировании на четверть, полугодие, год и далее. Привходящими условиями являются: академическая подготовленность, владение диагностическими методами, хорошая наблюдательность и развитое конструктивное воображение.
• Конструктивные способностипроявляются в умении выстраивать последовательную цепь частных целей и задач и
определять пути их решения в виде разработанной системы уроков и создания конспекта каждого отдельного занятия. Привходящими условиями являются: научная подготовленность, знание опыта коллег и постоянный поиск наиболее эффективных решений педагогических задач, базирующийся на глубоких знаниях, развитых психомоторных способностях(способность вникнуть в движение, понять и предусмотреть способы преодоления трудностей, которые могут испытывать обучаемые).
• Организаторские способностивыражаются в четкости создания условий и упорядочении протекания учебно-воспитательного процесса, передачи информации, организации действий учащихся, собственного поведения. Различают ведущие и опорные организаторские способности. К ведущимотносятся способности формировать коллектив, включать учащихся в разнообразные виды деятельности и воспитывать личность активной в движении к целям саморазвития и самовоспитания. К опорным способностямотносятся наблюдательность, распределенность внимания. Наблюдательность- это способность к непрерывному получению оперативной зрительной информации о субъектах педагогического воздействия и обстановке, в которой воздействие осуществляется. Распределенность внимания- это способность все помнить, включая собственные действия и поведение, все видеть, все контролировать.
• Коммуникативные способностизаключаются в установлении целесообразных взаимоотношений с воспитанниками и перестроении их в соответствии с развитием воспитанников и изменением требований к ним. Успешное проявление коммуникативных способностей базируется на целом ряде сопутствующих способностей и личных качеств. Это перцепция- способность воспринимать состояние воспитанника по внешним признакам: выражению глаз, мимике, позе, характеру действий, тональности речи; эмпатия- отождествление себя с субъектом воспитания и как бы изнутри понимание его состояния. Суггестивные способностиосновываются на авторитетности, четкости и логичности речи педагога, что обеспечивает внушение воспитанникам своих мыслей, требований, установок путем преодоления или нейтрализации их критического отношения к
его словам. Экспрессивные способности- это выразительность и доброжелательность речи, воздействие ее на чувства и вызов положительных эмоций. Способность создавать благоприятные условия при общении обеспечивается тактичностью и мажорностью речи(окраской ее в бодрые, радостные тона с проявлением уважения к своим слушателям).
Гностическая (познавательная) деятельностьпедагога пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, все его компоненты, включая диагностику, прогнозирование итогов и глубокое, критическое осмысливание всего процесса и результатов работы. Успех обеспечивается прояачением таких интеллектуальныхоперационных способностей,как анализ и синтез, индукция и дедукция, направленных на постоянный поиск более целесообразных и результативных путей решения всех проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога.
Вопросы и задания:
1.Раскройте понятия «педагогическая деятельность», «способности», «задатки», «талант», «гениальность». Приведите примеры талантливых и гениальных педагогов прошлого и современности.
2. Раскройте содержание проектировочной, конструктивной, организаторской, коммуникативной деятельности учителя физической культуры, тренера.
3. Оцените уровень проявления у себя, у вашего тренера (учителя ФК) профессионально-педагогических умений, предварительно ознакомившись с критериями их сформированности (приложение №10). На основе полученной информации определите пути формирования (совершенствования) у себя данных педагогических умений.
4. Какие общие способности обеспечивают формирование специальных способностей? Назовите и раскройте их.
5. Назовите способности, которые входят в структуру специальных педагогических способностей.
6. В чем проявляются проектировочные и конструктивные способности? Назовите условия успешного проявления данных способностей и приведите примеры из практики вашего вида спорта.
7. Раскройте суть организаторских и коммуникативных спо
собностей. Изучите уровень развития у себя данных способностей,
используя методики (приложение № 11), и определите пути воз
можного их развития у себя.
8. Прочитайте диалог и ответьте на поставленные вопросы.
«Если в шестнадцать лет у меня еще не проявилось никаких
особых талантов, значит, ничего уже хорошего из меня не получится» - сказал Сережа.
«Не отчаивайся, - возразил отец. - У Врубеля способности проявились в двадцать семь лет, а у Аксакова еще позже - в пятьдесят».
«Так-то оно так. Но Моцарт уже в пять лет сочинял, а Пушкин начал создавать стихи, будучи семи - восьмилетним мальчиком. А мне уже поздно. Моцарт из меня все равно не получится», - вздохнул Сережа.
Кто прав в этом диалоге? О каком качестве способностей не знает Сережа? Что ему делать?
9. В чем заключается гностическая деятельность педагога? Приведите примеры ее осуществления на основе одного из известных вам занятий.
10. Оцените свою способность к эмпатии, используя методику, представленную в приложении № 12. Предложите возможные пути повышения исходного уровня развития эмпатии.
Советы по подготовке к занятию:
Следует иметь в виду, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам педагога, хотя тесно связаны с ними и развиваются при их наличии. От способностей зависит быстрота, легкость овладения деятельностью, оригинальность полученных результатов. На проявление и развитие способностей огромное влияние оказывают различные качества личности: убежденность, волевые особенности личности, увлеченность, страстное отношение к деятельности, трудолюбие, работоспособность и др.
Помните, что способности формируются и развиваются в процессе деятельности и упражняемости. Зная это, готовьтесь к каждому семинару и практическому занятию, активно выступайте на них. Оцените уровень развития своих способностей по
10-балльной шкале, выявите наиболее слабые из них и составьте план по их самовоспитанию, работайте над собой. Помните -Вы талантливы.
Литература для подготовки:основная - 4, 8, 12, 38; дополнительная - 14, 16, 23, 24, 28, 29, 32, 34, 35, 40.