Тема 4. Взаимосвязь законов, закономерностей, принципов и правил в процессе обучения
Тема1: Современные теории отечественной дидактики.
Задание 1. на основании изучения основных концепций и подходов к обучению выделить отличительные признаки теорий обучения, заполните таблицу:
Название дидактической теории | Основоположники дидактической теории | Основные характеристики: целевой, содержательный, процессуальный аспекты; нерешаемые проблемы, трудности |
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. | А.Н.Леонтьев П.Я.Гальперин Д.Б.Эльконин Н.Ф.Талызина | |
Программированное обучение | Б.Ф.Скиннер Н.А.Кроудер | |
Проблемное обучение | М.И.Махмутов И.Я.Лернер В. Оконь Ч.Куписевич | |
Развивающее обучение | В.В.Давыдов Д.Б.Эльконин | |
Развивающее Обучение | Л.В.Занков | |
Исследовательское обучение | А.И.Савенков М.В.Кларин А.Н.Поддьяков |
Тема2: Понятийно-категориальный аппарат дидактики как теории обучения.
Задание №1. Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования, выделяя в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются за ним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.
«Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями». Дидактика сред шк.: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. Скаткина. – М., Просвещение, 1982. с.101. | «Образование – это ыне только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «образ», т.е. формирование самого себя». Ремезова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии образования. //Философия образования для 21 века, - М., Логос, 1992.-с.149. |
«Образование – процесс и результат усвоения систематических знаний, умений, навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». Крат пед. словарь пропагандиста. – М. 1984. – с. 157. | «Образование есть не что иное, как культура индивида. Сколько культурных ценностей, столько и видов образования». Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс,1995. – с.35. |
«Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый». Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманист, Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. – с.25. | «Образование –это овладение системой знаний основ наук и соответствующих им Умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей. Основной путь получения образования – учение». Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. – М.: Изд-во АПН,1957. |
«Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней». Закон РФ «Об образовании» Сборник законов РФ. М.: Славянский дом книги, 1999. – с. 224. | «Образование (от русск. – создание образа) – это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей». Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студентов средних и высших пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК – Ростов-на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. – с.36. |
Задание №2. Аналогичным образом сконструируйте дефиницию дидактических категорий «обучение», «учение», «преподавание», «усвоение».
Литература
- Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 вв. – М.: Педагогика, 1990 – с.221.
- Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы. М.,1970. – 98 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. Ред. и сост. П.В.Алексеев. – М.: «школа-пресс», 1995. – 448 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996 – 544 с.
- Данилов М.А.. Б.П. Есипов Дидактика. – М., 1957.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Новая школа, 1996. – 432 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения: М.,1953.
- Краевский В.В. проблемы научного обоснования (методологический аспект). – М.,1977.
- Кукушин В.С. Дидактика: Учебное пособие. – М.:ИКЦ «Март», 2003 – 368 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
- Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика 1991. – 334 с.
- Кларин М.В. Инновационные подели обучения в зарубежных и педагогических поисках. – М., 1994.- 164 с.
- В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – 125 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманист, Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское проведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, клнфликт. – М., 2000. 214 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.
- СитаровВ.А. Дидактика: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Сластенина, - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. 2-е издание. – М., 1953.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – Спб: Питер 2001. – 544 с.
Тема 4. Взаимосвязь законов, закономерностей, принципов и правил в процессе обучения.
Задание 1. На основании предложенной схемы составить научный рассказ «Взаимодействие дидактических элементов»:
Дидактические -----Закономерности -------- Принципы --------- Правила
Законы обучения обучения обучения.
Задание 2. На основании соотношения основных компонентов учебного процесса с принципами обучения, выделенного Ю.К. Бабанским, определите принципы обучения и заполните таблицу:
Основные компоненты и условия обучения | Принципы обучения |
Задачи обучения | |
Содержание обучения | |
Методы обучения и соответствующие им средства | |
Формы организации обучения | |
Результаты обучения |
Задание №3. Вспомните фрагмент реального обучения, во время которого вы были бы в роли ученика, учителя, наблюдателя. Запишите тему, цели, план этого занятия. Попытайтесь выявить и записать все закономерности процесса обучения, которые проявились в данном фрагменте обучения.