Уроки с игровой состязательной основой

Значительная часть игр ре­бенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, что­бы неугасимо поддерживать иск­ры мысли...

ИЛ. Сикорский

"Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса"

Ш.А. Амонашвили.

Игровые технологии обучения отличаются исключи­тельным разнообразием, поэтому относить их к какой-либо группе весьма сложно. Основной мотив игры - не резуль­тат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кросс­вордов к их составлению), от описаний (уроки-путе­шествия) к объяснениям (уроки-экспедиции, исследова­ния)1.

Эта группа объединяет уроки нескольких типов. Орга­низуя их, педагоги стремятся полнее учесть возрастные особенности школьников, удовлетворить их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к про­цессу обучения и учебному предмету.

Игровые формы отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической дея­тельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликт­ной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Для игровых форм урока характерно:

- моделирование определенных видов практической деятельности;

- моделирование условий, в которых протекает дея­тельность;

- наличие ролей, их распределение между участника­ми игры;

- различие ролевых целей участников игры;

_______________________________

1 Щенев В.А. Классификация уроков географии нетрадицион­ной формы // География в школе. 1999. № 2. с. 35.

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- групповое или индивидуальное оценивание деятель­ности участников игры.

Процесс игры способствует развитию учащихся, углуб­лению и повышению оперативности знаний.

К игровым формамурока относят ролевые, имитаци­онные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся вы­ступают в различных ролях.

Учебные игрыприменяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подго­товки и немалых затрат времени.

Процесс игры позволяет формировать качества актив­ного участника игрового процесса, учиться находить и при­нимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных иг­рой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении данных уроков.

Несмотря на общее признание положительного влия­ния игр на развитие познавательной активности и само­стоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках препо­давания предметов.

Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют ди­дактической.Анализ психолого-педагогической литерату­ры по этому вопросу, наблюдение за игровыми действия­ми, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление скопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр.

Игры-упражнения.Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе.

Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей уча­щихся, являются хорошим средством для развития позна­вательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разно­образные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и пого­ворок, загадки.

Игры-путешествия. Их можно проводить как непо­средственно на уроке, так и в процессе внеклассных заня­тий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысле­ния и закрепления учебного материала. Активизация уча­щихся в играх-путешествиях выражается в устных расска­зах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суж­дениях.

Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упраж­нений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определен­ные роли.

Игра-соревнование может включать в себя все вышена­званные виды дидактических игр или их отдельные элемен­ты. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Суще­ственной особенностью игры-соревнования является нали­чие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Эле­менты соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, опреде­ляется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержа­ния материала вводить в игру не просто занимательный ма­териал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут вы­ступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняю­щие друг друга. Использование каждого вида игр и их раз­нообразных сочетаний определяется особенностями учеб­ного материала, возрастом учащихся и другими педагоги­ческими факторами.

Требования к проведению дидактических игр:

- игра - это форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;

- игра должна быть построена на интересе;

- обязателен элемент соревновательности между уча­стниками игры.

Игра - активнейшая форма человеческой деятельно­сти. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участ­вующего в определенный момент в какой-либо игре. Гиб­кая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрас­тает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик -учитель - ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполня­ет роль катализатора; его умения и знания помогают уче­нику развиваться быстрее.

Уроки по игровой методике существенно повышают ин­терес учащихся к предмету, позволяют им лучше запом­нить формулировки, определения, "раскрепощают" учени­ка, его мышление.

Этапы игры включают:1. Предварительную подго­товку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам. 2. Иг­ру. 3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.

Наши рекомендации