Особенности психических процессов развития речи

Возрастные анатомо-физиологические особенности ребенка определяют психическое своеобразие речи.

Ослабленное понимание или полное непонимание содержания слова ведет к плохому анализу фонематического состава слова и, следовательно, к плохому произношению его.

Ребенок раннего возраста не осознает необходимости точно воспроизводить слышимую речь, вслушиваться в нее, поэтому часто искажает ее, пропускает, заменяет или переставляет слова и звукосочетания. Но в средней, особенно в старшей группе у детей уже начинает развиваться критическое отношение к звуковой стороне речи: они замечают ошибки произношения у себя и у товарищей, пытаются преодолеть их.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500—2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует и своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, маминачашка). Однако и теперь и самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец)». Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березу или сосну), «Это цветок» (вместо ромашка или одуванчик).

Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, даст ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности" словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит,она «копатка», а не лопатка).

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Увеличение активного словаря (от 2500) до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить, свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношении (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном ;)тане, но все же еще редко.

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, детален предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные,прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000— 1200 слов (но сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк — это дикие звери, а корова, лошадь, кошка — домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные до смыслу слова (антонимы) -существительные (вход — выход), прилагательные (хороший - плохой), наречия (быстро — медленно), глаголы (говорит —молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? — Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? - быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.); близкие но смыслу слова — синонимы (ходить — идти, шагать, топать, вышагивать и др.).

Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используются слова в середине).

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногийжираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось}.

У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистыйвоздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания] способен быстро подбирать синонимы (близкие, но смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Связная речь может быть:

1. СитуаТИВНОЙ:связана с конкретной наглядной ситуацией, понятна только при учете той ситуации, о которой говорится. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

Это ранняя форма связной речи, она появляется в недрах ситуативного общения со взрослыми и важна для последующего развития связной речи.

Эта форма речевого общения характерна для детей 2-3 лет.

Ситуативность речи детей обусловлена природой отношений между ребенком и его слушателем. Речь маленького ребенка - это разговорная речь. Она служит ему для общения с людьми, которые его окружают, близки с ним, понимают его с полуслова.

В таких условиях ситуативная речь не является дефектной, неполноценной речью. В условиях непосредственного контакта даже взрослые люди пользуются ситуативной речью.

2. КОНТвКСТНаЯ рвЧЬ— речь, которая не учитывает наглядную ситуацию, в ней все понятно из самого контекста. Развитию контекстной речи способствует изменение образа жизни ребенка. Ребенок становится более самостоятельным, появляются новые виды деятельности, новые формы общения вне конкретной ситуации, поэтому - это более словесная форма общения. Контекстная речь оформляется к 5 годам.

В большинстве случаев ситуативная речь носит характер разговора, а контекстная речь - монолога.

Когда у ребенка развивается контекстная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее. Они сосуществуют, причем, ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера самого сообщения.

Переход от ситуативной речи к контекстной осуществляется постепенно. Переходным этапом в этом процессе является возникновение в старшем дошкольном возрасте такой речевой конструкции: ребенок сначала вводит местоимение (она, оно, они), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения и необходимость его пояснить для слушателя, он вслед за местоимением вводит поясняющее, расшифровывающее его существительное.

Например, она - девочка - пошла

Т.е. ребенок начинает осознавать, что необходимо учитывать слушателя и строить свое изложение так, чтобы содержание речи было понятно для другого.

Наши рекомендации