Разработка пакета раздаточных и дидактических материалов, контрольных работ, справочных материалов в рамках одного из разделов учебной программы

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [1] — особый тип НАГЛЯДНОГО учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., РАЗДАВАЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. В начальных классах используется на уроках русского языка и арифметики. Например, на занятиях по русскому языку учащимся предлагается составить предложение из написанных на карточках отдельных слов (т.н. деформированного текста); вписать в слова пропущенные буквы и слоги; подобрать к рисункам названия или к названиям предметов найти на карте соответствующие рисунки; отобрать слова, обозначающие члены предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство), части речи (имя существительное, прилагательное, глагол и др.). С помощью раздаточного дидактического материала по арифметике учащимися выполняется упражнение на сложение, вычитание, умножение и деление чисел, обозначенных цифрами или выраженных в форме рисунков предметов в различных количественных вариантах. Употребляется также и объёмный раздаточный материал (счётный): палочки, кубики, брусочки, камешки, жёлуди, бобы и др. На уроках русского языка часто применяется демонстрационный подвижной дидактический материал: азбука и отдельные слоги, азбука в картинках и др.

В старших классах дидактический материал используется на уроках химии, биологии и других предметов.

Дидактический материал ВЕСЬМА ПРОСТ по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими учащимися. Он подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.

Дидактическим материалом называются также СБОРНИКИ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ.

Какие методические цели можно реализовать, используя программные средства? наверх

Дидактические материалы нацелены на помощь в решении Ваших профессиональных педагогических задач, которые могут быть:

образовательными:

§ расширять понятийный аппарат;

§ формировать знания;

§ формировать умения;

воспитательными;

развивающими:

§ развивать навыки самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности;

§ развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

§ формировать навыки коллективной работы;

§ развивать логическое мышление, формировать умения обобщать и делать выводы.

Для чего предназначается ДМ? наверх

Разрабатываемые ДМ могут стать:

§ стандартными средствами заданий для проверки усвоения объема знаний учащимися по выбранной теме;

§ средствами протоколирования результатов на каждом шаге обучения и контроля успеваемости учащихся;

§ средствами подведения итогов поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся;

§ помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков;

§ средством проведения исследований;

§ ресурсом для создания новых творческих работ учащихся.

На что следует обратить внимание? наверх

Для достижения хороших результатов обучения постарайтесь, чтобы разрабатываемые Вами дидактические материалы обладали следующими качествами:

Вариативность

§ когда учебный материал и виды деятельности разнообразны, интересны учащимся, процесс обучения проходит увлекательно и эффективно.

Обучение с опережением

§ по мнению Л. С. Выготского "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой". Учебный материал должен быть сложнее того, которым ученик может легко овладеть. Задания выполняются учениками самостоятельно, учитель может сориентировать, объяснить, показать.

Обучение с удовольствием

§ качество знаний учащегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения. Задания выполняются не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно.

Развитие мыслительных способностей

§ учителю следует обращать внимание и на развитие таких мыслительных операций, который делают учащихся более успешными и в изучении предметов математического цикла: анализ, синтез, умение выделять более и менее существенное, классифицировать полученные данные. Развивать исследовательские способности, умение решать проблемы, анализируя разные варианты и выбирая из них оптимальный вариант.

Какие средства может использовать учитель для создания ДМ? наверх

Создаваемые дидактические материалы могут быть выполнены с использованием различных средств: текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов, учебных программных сред. Могут быть использованы различные обучающие программы и системы, а также Интернет.

Текстовые редакторы

Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе позволит Вам формировать, разрабатывать и без труда совершенствовать комплект дидактических материалов, в зависимости от уровня подготовленности аудитории, расширить возможности учебного процесса, сделать этот процесс не только более эффективным и разнообразным, но так же повысить интерес к обучению.

Комплект разрабатываемых материалов может включать в себя проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты, плакаты, стенды, карты, таблицы и т.д., которые можно использовать

на экране компьютера

создание (ввод символа или текста);

редактирование текста (удаление, копирование, перемещение, вырезание, вставка);

форматирование символов (подчеркивание, изменение цвета, гарнитуры или размера шрифта);

на бумаге в виде распечатки (текстовый редактор играет «пассивную» роль и не требует его изучения самими учащимися).

Первый вариант требует определенных навыков работы, как у учителя, так и ученика, а также необходимость проведения уроков с использованием ЭВМ. Второй же вариант облегчат учителю подготовку к уроку и полностью зависит от мастерства исполнителя этих материалов. Ниже мы приводим примеры, как можно использовать текстовые и графические редакторы.

Дидактические материалы и задания по проектной методике для учителей английского языка

Анкета для старшеклассников

Анкета для школьников и их родителей

Тест по биологии

Тест по английскому языку

Табличные редакторы

Создавая дидактические материалы в электронных таблицах можно использовать их свойства: вычисление значений, использование различных формул, пересчет формул при изменении данных, построение графиков и др. Также Вы сможете использовать различные способы заполнения столбцов в таблице, написания и копирования формул. Возможны варианты, когда ученики сами составляет электронную таблицу, занося данные получившиеся у них в ходе выполнения лабораторной работы, производят обработку этих данных или учитель заранее может подготовить электронные шаблоны таблиц для заполнения их учащимися. Даже если пока вычисления не сложны и могут быть сделаны без применения компьютера, учащиеся привыкают к компьютерным технологиям как удобному инструменту для работы.

Задача по экономике

Посмотрите также примеры на диске, прилагаемом к учебному пособию

Графические редакторы

Графические редакторы предполагают:

работу с объектами, изображением (построением) объекта;

редактирование объекта (перемещение, заливка, удаление, копирование вырезание, разрезание, вставка, поворот и др.);

редактирование группы объектов (группировка, послойное перемещение и др.).

Интернет

Все мы прекрасно знаем, что такое Интернет, и какие возможности он предоставляет:

свободный доступ к самой разнообразной информации;

возможность быстрого поиска нужной информации и иллюстраций по определенной теме;

использование выставленных в Интернете существующих методических разработок по различным разделам образовательных дисциплин;

возможность тестирования для определения уровня своих знаний;

дистанционное обучение;

участие в телекоммуникационных олимпиадах и викторинах.

Электронные издания

Наиболее известные на сегодняшний день разработчики образовательных электронных изданий

Республиканский Мультимедиа Центр

Наши рекомендации