Разработка пакета раздаточных и дидактических материалов, контрольных работ, справочных материалов в рамках одного из разделов учебной программы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [1] — особый тип НАГЛЯДНОГО учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., РАЗДАВАЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. В начальных классах используется на уроках русского языка и арифметики. Например, на занятиях по русскому языку учащимся предлагается составить предложение из написанных на карточках отдельных слов (т.н. деформированного текста); вписать в слова пропущенные буквы и слоги; подобрать к рисункам названия или к названиям предметов найти на карте соответствующие рисунки; отобрать слова, обозначающие члены предложения (подлежащее, сказуемое, обстоятельство), части речи (имя существительное, прилагательное, глагол и др.). С помощью раздаточного дидактического материала по арифметике учащимися выполняется упражнение на сложение, вычитание, умножение и деление чисел, обозначенных цифрами или выраженных в форме рисунков предметов в различных количественных вариантах. Употребляется также и объёмный раздаточный материал (счётный): палочки, кубики, брусочки, камешки, жёлуди, бобы и др. На уроках русского языка часто применяется демонстрационный подвижной дидактический материал: азбука и отдельные слоги, азбука в картинках и др.
В старших классах дидактический материал используется на уроках химии, биологии и других предметов.
Дидактический материал ВЕСЬМА ПРОСТ по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими учащимися. Он подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.
Дидактическим материалом называются также СБОРНИКИ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ.
Какие методические цели можно реализовать, используя программные средства? наверх
Дидактические материалы нацелены на помощь в решении Ваших профессиональных педагогических задач, которые могут быть:
образовательными:
§ расширять понятийный аппарат;
§ формировать знания;
§ формировать умения;
воспитательными;
развивающими:
§ развивать навыки самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности;
§ развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
§ формировать навыки коллективной работы;
§ развивать логическое мышление, формировать умения обобщать и делать выводы.
Для чего предназначается ДМ? наверх
Разрабатываемые ДМ могут стать:
§ стандартными средствами заданий для проверки усвоения объема знаний учащимися по выбранной теме;
§ средствами протоколирования результатов на каждом шаге обучения и контроля успеваемости учащихся;
§ средствами подведения итогов поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся;
§ помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков;
§ средством проведения исследований;
§ ресурсом для создания новых творческих работ учащихся.
На что следует обратить внимание? наверх
Для достижения хороших результатов обучения постарайтесь, чтобы разрабатываемые Вами дидактические материалы обладали следующими качествами:
Вариативность
§ когда учебный материал и виды деятельности разнообразны, интересны учащимся, процесс обучения проходит увлекательно и эффективно.
Обучение с опережением
§ по мнению Л. С. Выготского "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой". Учебный материал должен быть сложнее того, которым ученик может легко овладеть. Задания выполняются учениками самостоятельно, учитель может сориентировать, объяснить, показать.
Обучение с удовольствием
§ качество знаний учащегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения. Задания выполняются не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно.
Развитие мыслительных способностей
§ учителю следует обращать внимание и на развитие таких мыслительных операций, который делают учащихся более успешными и в изучении предметов математического цикла: анализ, синтез, умение выделять более и менее существенное, классифицировать полученные данные. Развивать исследовательские способности, умение решать проблемы, анализируя разные варианты и выбирая из них оптимальный вариант.
Какие средства может использовать учитель для создания ДМ? наверх
Создаваемые дидактические материалы могут быть выполнены с использованием различных средств: текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов, учебных программных сред. Могут быть использованы различные обучающие программы и системы, а также Интернет.
Текстовые редакторы
Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе позволит Вам формировать, разрабатывать и без труда совершенствовать комплект дидактических материалов, в зависимости от уровня подготовленности аудитории, расширить возможности учебного процесса, сделать этот процесс не только более эффективным и разнообразным, но так же повысить интерес к обучению.
Комплект разрабатываемых материалов может включать в себя проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты, плакаты, стенды, карты, таблицы и т.д., которые можно использовать
на экране компьютера
создание (ввод символа или текста);
редактирование текста (удаление, копирование, перемещение, вырезание, вставка);
форматирование символов (подчеркивание, изменение цвета, гарнитуры или размера шрифта);
на бумаге в виде распечатки (текстовый редактор играет «пассивную» роль и не требует его изучения самими учащимися).
Первый вариант требует определенных навыков работы, как у учителя, так и ученика, а также необходимость проведения уроков с использованием ЭВМ. Второй же вариант облегчат учителю подготовку к уроку и полностью зависит от мастерства исполнителя этих материалов. Ниже мы приводим примеры, как можно использовать текстовые и графические редакторы.
Дидактические материалы и задания по проектной методике для учителей английского языка
Анкета для старшеклассников
Анкета для школьников и их родителей
Тест по биологии
Тест по английскому языку
Табличные редакторы
Создавая дидактические материалы в электронных таблицах можно использовать их свойства: вычисление значений, использование различных формул, пересчет формул при изменении данных, построение графиков и др. Также Вы сможете использовать различные способы заполнения столбцов в таблице, написания и копирования формул. Возможны варианты, когда ученики сами составляет электронную таблицу, занося данные получившиеся у них в ходе выполнения лабораторной работы, производят обработку этих данных или учитель заранее может подготовить электронные шаблоны таблиц для заполнения их учащимися. Даже если пока вычисления не сложны и могут быть сделаны без применения компьютера, учащиеся привыкают к компьютерным технологиям как удобному инструменту для работы.
Задача по экономике
Посмотрите также примеры на диске, прилагаемом к учебному пособию
Графические редакторы
Графические редакторы предполагают:
работу с объектами, изображением (построением) объекта;
редактирование объекта (перемещение, заливка, удаление, копирование вырезание, разрезание, вставка, поворот и др.);
редактирование группы объектов (группировка, послойное перемещение и др.).
Интернет
Все мы прекрасно знаем, что такое Интернет, и какие возможности он предоставляет:
свободный доступ к самой разнообразной информации;
возможность быстрого поиска нужной информации и иллюстраций по определенной теме;
использование выставленных в Интернете существующих методических разработок по различным разделам образовательных дисциплин;
возможность тестирования для определения уровня своих знаний;
дистанционное обучение;
участие в телекоммуникационных олимпиадах и викторинах.
Электронные издания
Наиболее известные на сегодняшний день разработчики образовательных электронных изданий
Республиканский Мультимедиа Центр