Технологии дистанционного обучения

Объем знаний, вырабатываемых человечеством в ходе своего развития, в настоящее время удваивается практически через каждые 10 лет. Для сохранения и поддержания научно-образовательного потенциала высшей военной школы необходимо обеспечить обучающимся и преподавательскому составу широкий и открытый доступ к накопленным в России и за рубежом информационным ресурсам. Решение данной задачи возлагается на новые дистанционные формы обучения.

Под дистанционным обучением (ДО)понимают комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

Дистанционное обучение является прежде всего совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателей, в процессе обучения, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, оценку знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в процессе обучения.

Средства дистанционного обучения делятся на три основные группы:

1)аудиовизуальные средства (печатный материал, аудиокассеты, видеокассеты, видеодиски);

2)Компьютерные средства (обучающие компьютерные программы, электронные учебники, модели, программы интерактивного видео и мультимедиа);

3)системы телекоммуникации (телеконференции, видеоконференции, электронная почта, видеотекст, работа с базами данных в режиме прямого доступа).

Перечисленные средства реализации технологии дистанционного обучения с помощью системы телекоммуникаций предоставляют обучающемуся широкий спектр возможностей для индивидуального обучения, адаптированного во времени и пространстве, и обеспечивают наиболее благоприятные условия для занятий.

Технология дистанционного обучения – это совокупность форм, методов и средств взаимодействия ПЭВМ с обучающимся в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний, она строится на фундаменте определенном содержании, аккумулируемом в специальных курсах и модулях, предназначены для дистанционного обучения и находятся в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т. д.

Основные особенности дистанционного обучения являются:

•свобода выбора времени и места обучения, что делает его весьма привлекательным;

•предоставление возможности обучаться гражданам в тех регионах страны, где нет иных возможностей получения высшего образования, или гражданам с физическими недостатками;

•использование сложных современных технологий (при достаточно простом пользовательском интерфейсе), что делает процесс обучения более индивидуальным, эффективным, увлекательным и интересным.

В качестве основных свойств дистанционного обучения можно выделить:

1. Гибкость. Обучающиеся по системе дистанционного образования в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров, а работают в удобном темпе и месте. Кроме того, каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

2. Адаптивность. Система дистанционного образования обеспечивает каждому пользователю выбор, создание и реализацию индивидуальной траектории получения образования или приобретение умений и навыков.

3. Модульность. В основу программ дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

4. Экономическую эффективность. Относительно низкая себестоимость обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большее количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств.

5. Новая роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.

Технологии дистанционного обучения являются одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на получение информации и образование. ДО позволяет дать равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и специалистов в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих вузов, отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, других образовательных учреждений; получить основное или дополнительное профессиональное образование параллельно с профессиональной деятельностью.

Наши рекомендации